На вопрос Сталина: “Как дела, товарищ Моисеев?” руководитель ансамбля народного танца ответил: “Плохо, Иосиф Виссарионович!”

Примечание: База Государственного академического хора имени А.В. Свешникова (с которой был связан действующий президент РОО “Бородино 2012-2045” Геннадий Павлович Сальников) в Советское время располагалась в здании Концертного зала имени П.И. Чайковского на площади Маяковского в Москве (вместе с Хором имени Пятницкого и т.д.). Там же находился Игорь Моисеев, которому И.В. Сталин предоставил помещение. Таким образом, тесное сотрудничество геннадия Павловича Сальникова и Игоря Александровича Моисеева стало неизбежным. Они регулярно встречались.

Материал опубликован на сайте портала Яндекс дзен

Ох и смелый был!

Сам Моисеев вспоминал о своей молодости с юмором, отдавая дань непростому времени, которое для него было трудным, но счастливым.

О Моисееве написано много. В статье расскажу об одном эпизоде и диалоге между балетмейстером и Сталиным, который уважал Моисеева, был поклонником его ансамбля и покровителем в самом прямо смысле слова.

В своих интервью Моисеев объясняет, как ему удалось создать уникальный ансамбль народного танца, которым восхищался не только Сталин – весь мир.

Танцы в зеркале времени и традиций

У народного танца нет служебного хореографа” – говорил балетмейстер, – “он рождается из окружающей среды”. Например, когда во Франции изобрели чулки, народный танец отреагировал – юбки укоротились, появились задорные прыжки и поддержки, которые раньше были невозможны из-за пышных длинных многоярусных юбок. В таком только “плыть”, работали в основном руки, которые передавали эмоции и энергию танца. Знаменитая тарантелла родилась из практики излечения от укуса тарантула: укушенному надо было кружиться до седьмого пота, так как по мнению знахарей того времени, яд из организма выходил вместе с потом. Захочешь жить – будешь вертеться!

Ансамбль Моисеева Сталин оценил сразу

Заслуга Моисеева в том, что он воспринимал народный танец как источник вдохновения для создания чего-то более совершенного и сложного, превращая танцевальные номера в произведение искусства.

Ценителем и поклонником ансамбля Сталин стал сразу, как только в первые увидел его выступление. Был и любимый номер, который он заказывал каждый раз, когда ансамбль Моисеева приглашали в Кремль.

Из "Подмосковной лирики" - любимого номера Сталина https://www.moiseyev.ru/uploads/posts/2015-02/1423148413_m5.jpg
Из “Подмосковной лирики” – любимого номера Сталина https://www.moiseyev.ru/uploads/posts/2015-02/1423148413_m5.jpg

Беспартийный талант

Это обстоятельство Моисеев использовал со свойственной ему прямотой и непринужденностью. Чего стоит, как он отбивал атаки агитаторов за то, чтобы он вступил в партию. По его словам, целых 18 раз ему приходилось слышать в свой адрес от партийных чиновников:

– Вы же беспартийный! Такой человек не имеет права руководить коллективом!

– А ансамбль создавать у меня право было? А репетировать в любых условиях и вывести его на должный уровень у меня право было? Что же во мне изменилось сейчас, что вы упрекаете меня в том, что я беспартийный. Я им и раньше был.

Но однажды попался более хитрый чиновник, который решил зайти с другой стороны:

– Хорошо, вы не хотите вступать в партию. Тогда ответьте – почему.

Моисеев не растерялся.

– “Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях”.

Сталину попытались нажаловаться на Моисеева

Рассказывают, что Сталину доложили о том, что Моисеев изворачивается и выдумывает всякую ерунду, лишь бы в партию не вступать.

– А как он изворачивается?

Сталину зачитали ответ Моисеева слово в слово.

Сталин улыбнулся.

– Отстаньте от него. Не мешайте работать. Надо спросить, все ли у него есть. Вы то наверное не спросили.

– Нет, товарищ Сталин, мы вызывали его для беседы на другую тему.

Танцоры ансамбля до сих пор репетируют в зале, который коллектив получил благодаря авторитету своего руководителя, Игоря Моисеева,  и уважению Сталина к его самобытному творчеству. http://static-cdn1.vigbo.tech/u3425/3036/blog/72037/3498928/44349808/1000-c50c889638aeb0a90edf44443114d109.jpg
Танцоры ансамбля до сих пор репетируют в зале, который коллектив получил благодаря авторитету своего руководителя, Игоря Моисеева, и уважению Сталина к его самобытному творчеству. http://static-cdn1.vigbo.tech/u3425/3036/blog/72037/3498928/44349808/1000-c50c889638aeb0a90edf44443114d109.jpg

Приглашение в Кремль

В очередной раз ансамбль Моисеева пригласили в Кремль.

Артистов рассадили и строго проинструктировали:

– С мест не вставать. Если куда надо, дайте знак, вас проводят. К президиуму не подходить.

– А если пригласят? – спросил кто-то шутливым тоном.

– Если пригласят, вас проводят – последовал строгий ответ: шуток на таких мероприятиях не понимали.

Банкет был в самом разгаре. Выступление ансамбля уже состоялось, артисты отдыхали за своими столами. Обстановка постепенно становилась все более непринужденной, а сотрудники охраны – все более напряженными. Моисеев сидел спиной к залу и не видел, что происходило за его спиной. Только по выражению лица сидевших напротив, понял, что-то экстраординарное и явно незапланированное. Моисеева мягко взяли за плечо.

– Как у вас дела, товарищ Моисеев?

Моисеев смотрел на Сталина снизу вверх. Это было неудобно. Он поднялся и встал рядом со Сталиным, который смотрел на него с улыбкой. Выпитое шампанское сделало свое дело. Моисеев вспоминал, что страха и неловкости не почувствовал. Трепет – да, был. И смелость. Но на этот казалось бы простой вопрос, надо было дать точный ответ. Умный Моисеев не растерялся:

– Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.

– А почему плохо?

– Нет помещения. “Подмосковную лирику” ставили на лестничной площадке, представляете?

– Нет. Не представляю. Мне кажется, это не возможно, товарищ Моисеев.

– Да вы у артистов спросите! У любого! Правду я говорю?

– Правду! На лестнице крутились, товарищ Сталин! Теснотища, но мы старались, – хор голосов подтвердил правоту сказанного Моисеевым.

Тут же как из-под земли рядом со Сталиным появилось несколько человек. Видимо, они уже прислушивались к разговору, а когда голоса стали громкими и послышались возгласы, решили, что ситуация выходит из-под контроля. Сталин махнул рукой, успокаивая свою охрану.

– Щербакова позовите.

Через пару секунд Щербаков, который тогда занимал пост первого секретаря Московского Комитета партии, стоял на вытяжку перед Сталиным.

Сталин кивнул в сторону Моисеева.

-Знаешь, кто это?

-Знаю, товарищ Сталин! Руководитель ансамбля народного танца Моисеев!

-Хорошо, что знаешь. А о том, что он вынужден проводить репетиции где попало, не знаешь.

-Теперь знаю, товарищ Сталин.

– Хорошо. Постараемся помочь, товарищ Моисеев. До завтра потерпите?

Щербаков на этих словах вытянулся еще больше.

– А ты завтра доложишь, – Сталин попрощался со всеми кивком, повернулся и пошел к другим гостям.

Выбор помещения происходил примерно так. Щербаков пригласил Моисеева к себе, подвел к карте Москвы:

– Выбирайте!

На память от Сталина

Моисеев выбрал Концертный зал имени Чайковского, который и стал постоянным местом базирования Государственного ансамбля народного танца СССР. На подобных банкетах работники культуры часто решали свои проблемные вопросы. Чиновники получали прямые указания и не осмеливались их не выполнить. Так и ансамбль народного танца получил на память от Сталина один из лучших в Москве залов, которым пользуется до сих пор. Интересно, на каких только условиях? Не удивлюсь, если платят аренду. Может быть кто-то расскажет об этом моменте?

Маэстро Моисеев проводит репетицию. https://www.moiseyev.ru/uploads/posts/2014-11/1416583559_img072.jpg
Маэстро Моисеев проводит репетицию. https://www.moiseyev.ru/uploads/posts/2014-11/1416583559_img072.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.