Святитель Лука о Сталине

По материалам публикаций на сайте петербургской независимой газеты “Общество и экология”

Недавно в Санкт-Петербурге у меня состоялась встреча с представителем Благотворительного фонда «Святителя Луки». Фонд организует просветительские  мероприятия, рассказывающие об удивительном человеке ХХ века – выдающемся хирурге, архиепископе Луке — в миру Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком. Он родился 27 апреля (9 мая) 1877 в городе  Керчь, умер 11 июня 1961 года в Симферополе. Судьба испытывала его на прочность духа. Он много ездил и лечил людей по всей стране. Очень тяжело переживал революционные события, но продолжал лечить людей, делая сложнейшие операции. Трижды арестовывался и отправлялся в места заключения, но и там проявлял дух человеколюбия.

В начале Великой Отечественной войны отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Стал Лауреатом Сталинской премии первой степени. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам.

С апреля 1946 года становится архиепископом Симферопольским и Крымским.

Высказывания святителя Луки:

«Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира. И потому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь товарищу Сталину».

О коммунизме, Советском государстве и его достижениях, 1939 год:

«Я всегда был прогрессистом, очень далёким не только от черносотенства и монархизма, но и от консерватизма; к фашизму отношусь особенно отрицательно. Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым. Формы государственного строя США, Франции, Англии, Швейцарии я считаю наиболее удовлетворительными из буржуазных систем. Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта заповеди Евангелия, активным же контрреволюционером я никогда не был…»

После войны продолжал публиковать статьи в поддержку  внешнеполитического курса СССР.  В статье «К миру призвал нас Господь» (1948) выступил с резким осуждением политики США и католического духовенства, с безоговорочной апологией политики властей СССР в отношении Церкви: «…Поджигатели войны, смертельно испуганные призраком коммунизма, всякого не по-фашистски мыслящего причисляют к коммунистам. Вся масса католического духовенства стала на сторону поджигателей войны и явно сочувствует фашизму. Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в её внутренние дела».

Данный материал подготовлен на основе нескольких источников. Судьба святителя Луки представляется нам очень интересной и глубокой. Его гражданский подвиг достоин изучения. Для более полного ознакомления с историей жизни и подвига Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого представителем фонда мне была подарена книга «Святитель-хирург». Военные медики России почитают святителя Луку. Его жизнь – это яркий наглядный пример для всех людей, призывающий в любой ситуации, проходя горнило житейских испытаний, оставаться человекам, делая для людей добро.

Сергей Лисовский,

главный редактор газеты «Общество и Экология»,

Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.