Бородинское горе: поле русской славы делят на участки под коттеджи

Россия 8 декабря отмечает День героев Отечества – официальный праздник, который в этот раз омрачен циничным уничтожением памятника нашей воинской славы. Чиновники и бизнесмены активно “пилят” знаменитое Бородинское поле под стихийную незаконную застройку. В сентябре 2012 года исполнится 200 лет Бородинской битвы, и знаменательную дату музей-заповедник встретит исполосованный заборами и перекрытый шлагбаумами. Что происходит на Бородинском поле? Почему оно брошено на произвол судьбы? “Известия” провели собственное расследование.

Пока еще Бородинское поле поражает размахом и просторами.

– Кутузов знал толк в дислокации, – говорит Александр Золотарев, замдиректора музея-заповедника. – Луга, леса, реки, овраги – все было преимуществом русской армии, все работало на победу. Когда музей организовывался, так и подразумевалось – сохранить исторический ландшафт, ничего здесь не исправлять, не строить и не переиначивать. В голове не укладывалось, что найдутся желающие превратить Бородино в дачную местность.

Тем не менее процесс идет.

Скупать в окрестных деревнях старые избы и строить на их месте роскошные по здешним меркам особняки стали еще в начале девяностых. Среди покупателей были в основном москвичи. Потом “в интересах развития Можайского района” появились магазины, хозяйственные объекты, развлекательные центры и рестораны.

Охранные зоны музея-заповедника, составлявшие когда-то 65 тысяч гектаров, постепенно съеживались. К сегодняшнему дню они ополовинены и практически уже не служат Бородинскому полю подушкой безопасности. Больше того, в ближайшее время памятник будет обеспечен вонью и дымом – по решению администрации Можайского района в семи километрах от него возводится свалка отходов ТБО.

Ужас от грядущей свалки не меньше, чем тот, что хранители Бородинского поля переживают ежедневно: беспорядочная застройка медленно, но верно подбирается к самому центру памятника. Частные ограждения уже перекрыли панораму Бородинской битвы. Деревня Горки за два последних года приросла целой улицей, тихой сапой под коттеджную застройку отданы 15 гектаров в Старом Селе – на месте боевых действий Казачьего корпуса Платова, две двухэтажные виллы появились в Псареве, застраивается Фомкино, на Засечной Поляне, где были сосредоточены русские тылы, разрастается vip-поселок, вид на Шевардинский редут украшает двухэтажная фермерская баня…

– Раньше такой вольницы не было, – рассказывает Золотарев. – Все изменилось буквально за последнее время: на земли сельхозназначения налетели как саранча, всеми правдами и неправдами меняют вид использования, строятся, продают… Представляете, что здесь будет после 2012 года? Бородинское поле просто доедят…

Багратиону не поздоровилось

До юбилея губернатор Московской области Борис Громов наложил мораторий на сделки с заповедной землей. Однако не успели музейщики перевести дух, кто-то средь бела дня застолбил под коттеджную застройку полтора гектара вблизи деревни Семеновское, где располагалась ставка Багратиона. По чистой случайности свидетелями этого оказались корреспонденты “Известий”.

Дело было так. В музей позвонили местные жители: в лесополосе крутятся подозрительные личности, размечают территорию. Золотарев и главный хранитель “Бородинского поля” Александр Суханов ринулись туда, прихватив для устрашения захватчиков папку с документами. Она тянула килограммов на десять, не считая, конечно, государственного веса указов, распоряжений и постановлений о неприкосновенности территории памятника.

Пришельцев было двое. Музейщики наскочили на них со своим “оружием”, но атака не произвела никакого впечатления.

– Есть решение муниципалитета о выделении здесь участков в аренду, моему работодателю этого достаточно, – вежливо отталкивал папку молодой человек, назвавшийся Николаем. Больше никаких сведений он сообщать не стал, что за птица его “работодатель”, желающий угнездиться в ставке Багратиона, тоже осталось тайной.

Кое о чем можно было догадаться. Второй пришелец – Михаил – старательно прикрывал автомобильные номера с серией АА. Местные знатоки утверждают, что такая серия обычно присваивается автопарку правительства Московской области. Пошли разговоры, что “птица” наверняка оттуда, вот глава Можайского района и “удружил” ей кусочек Бородинского поля. Народ возбудился, требовали прокуратуру.

– Они не поедут, – обреченно сказал Золотарев. – Вот, дескать, когда у вас пушку украдут, тогда и обращайтесь, а насчет земли – в органы исполнительной власти.

Заварившие кашу “органы”, будто сговорившись, спрятались от разъяренных музейщиков. Вытащить на место ЧП хоть кого-нибудь из государственных опекунов – Минкультуру, к примеру, или Росохранкультуру – удалось только через неделю, когда здесь уже стоял строительный вагончик и рабочие вовсю валили деревья.

Чем закончился скандал? Да как обычно – секвестром заповедной территории и утратой еще одного памятного места. Проверяющие, похоже, удовлетворились версией районных властей, будто землю они отрезали не от музея, а от соседней деревни Семеновское. О том, что незадолго до этого были незаконно расширены деревенские границы, чиновники благоразумно умалчивают.

Охранная грамота

Памятник республиканского значения “Бородинское поле” поставлен на государственный учет в 1960 году. Через год Совет Министров РСФСР объявил поле Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником. Позднее, в 1994-м, указом президента музей-заповедник внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Тогда же, в начале девяностых, Мособлсовет утвердил границы музея-заповедника и его охранные зоны, а также особый режим содержания, не допускающий, в частности, расширения исторически сложившихся населенных пунктов и нового строительства на территории памятника.

Какая еще охранная грамота требуется, чтобы сохранить и защитить Бородино?

– Ватерлоо охраняет единственный закон, и 200 лет никто это поле не трогает, – говорит Александр Суханов. – А у нас сколько ни пиши “нельзя”, но если кому-то очень хочется, то можно.

Справедливости ради надо сказать, что почва для “распила” музеев-заповедников была заложена еще в девяностые годы, когда страна испытывала наибольший прилив любви к собственной истории и пыталась предотвратить утрату объектов культурного наследия. Именно тогда загородные музеи наделялись территориями. На радостях, похоже, не обратили внимания, что музеи в России не получили прав на землю, а их заповедные территории остались юридически неоформленными. То есть границы существовали как бы на честном слове – межевание, постановка на кадастровый учет не проводились – сначала потому, что таких процедур еще не существовало, а потом у Министерства культуры не нашлось на это денег.

Но, строго говоря, даже на таком полулегальном положении существует всего 7 российских музеев-заповедников из 127. Бородинскому полю повезло – уникальный памятник заимел то и другое.

– Мы были этому безмерно рады, – вспоминает Александр Золотарев. – Существующие нормативные акты нас устраивали, музей ими успешно пользовался. В 2007 году получили даже премию ЮНЕСКО за сохранение культурного ландшафта. Кто знал, что с принятием Земельного кодекса Бородинское поле пойдет в разнос?

Народное ополчение

Напомним: музей-заповедник “Бородинское поле” – это 11 тысяч гектаров земли. На территории 27 поселений, военные части, железнодорожные станции и фермерские поля, занимающие в общей сложности 600 га в самом центре военных действий 1812 года. Так во время земельной реформы распорядилась власть, раздав бородинским крестьянам по пять гектаров для самостоятельного ведения хозяйства. Судя по вековому бурьяну на полях, крестьяне давно забросили это дело, а то и вовсе к нему не приступали – по слухам, значительная часть наделов принадлежит конторским служащим и бывшему колхозному начальству.

– Ни пашут, ни сеют, только сидят и выглядывают, как бы подороже сбыть свою землю, – возмущается Золотарев.

По оценкам риэлторов, сотка земли на Бородинском поле поблизости от охотничьих угодий и Можайского водохранилища стоит 5000 евро, с видом на батарею Раевского и Шевардинский редут до 7000 евро. На сельском хозяйстве столько не заработаешь.

Местные чиновники стали потихоньку переводить земли сельхозназначения в разряд дачных. Земля вообще-то находится в федеральной собственности, ни сельсовет, ни район не вправе ею распоряжаться, но при желании всегда находятся оправдания. Например, глава сельского поселения Бородинское Майя Склюева, раздающая сельхозземли под дачи, уверяет, что действует в интересах подведомственной ей территории: “Надо развиваться. Обращаются собственники земель, на основании Градостроительного и Земельного кодексов мы рассматриваем заявления и действуем по всем законам”. О том, как проходят эти “законные процедуры”, чиновница не распространяется.

– Отдать часть Бородинского поля на откуп дачникам можно только через общественные слушания, – рассказывает местная активистка Ольга Кислицына. – В контору сгоняют человек пятнадцать, за полмешка сахара и бутылку водки готовых проголосовать за что угодно. Тех, кто сопротивляется, – запугивают. На нашу семью, активно протестовавшую против строительства vip-поселка на Масловских флешах, было совершено покушение. Многие соседи теперь боятся даже поставить подпись в защиту Бородинского поля.

В это трудно поверить, но среди запугивателей, как пишут в прокуратуру пострадавшие борцы, был зампредседателя Можайского совета депутатов, глава общественного совета по сохранению историко-культурного наследия района Валерий Мяукин. Он также является директором ЗАО “Рассвет”, часть земель которого переведена под дачное строительство того самого vip-поселка.

Бюджетный дождь

Нет ничего труднее, чем рассказывать о мышиной возне на Бородинском поле в канун его славного юбилея. Просто стыдно. В России не так уж много памятных мест, перед которыми хочется склонить голову и где замирает сердце от причастности к истории. Бородинское поле, дважды изменившее судьбу России, у нас и вовсе одно.

Но что-то ненормально в нашем государстве, если клерки районного масштаба на виду у всех обгрызают народную святыню ради коттеджей для себя, любимых. Ненормально, что при обилии государственных контор и ведомств, раздобревших на пропаганде патриотизма и духовного наследия, подписи в защиту Бородина от “распила” собирают через интернет простые граждане. И уж совсем не укладывается в голове, что несовершенство законов может привести к утрате величайшего памятника России.

– При царе относились лучше, – рассказывал “Известиям” главный хранитель Суханов. – В 1912-м, накануне столетия, страна испытывала патриотический подъем. На празднование была выделена 1/1500 часть российского бюджета. Стелы, постаменты, бюсты и памятники – все, что сегодня есть на Бородинском поле, – осталось с того времени. Руководил работами государь император Николай II. Впоследствии никто из первых лиц государства здесь не был…

На 200-летие Бородинской битвы госбюджет выделяет 2,38 миллиарда рублей. Но, похоже, на снос новоделов и шлагбаумов средства не предусмотрены.

СПРАВКА “ИЗВЕСТИЙ”

7 сентября (26 августа по старому стилю) состоялось самое масштабное сражение в истории Отечественной войны 1812 года между армией императора Наполеона Бонапарта и русскими войсками под командованием генерала Михаила Кутузова. Битва проходила на открытом пространстве близ села Бородино, в 125 км от Москвы, длилась более 12 часов и завершилась отходом неприятеля. С русской стороны сражались 112 тысяч солдат, 7 тысяч казаков и 10-20 тысяч ополченцев, на стороне французов были регулярные войска численностью 135 тысяч человек. Обеими сторонами было сделано около 120 тысяч орудийных и ружейных выстрелов. Потери России оцениваются в 39-45 тысяч человек, Франции – в 30-50 тысяч человек.

В 1941-1942 гг. на месте Бородинского сражения проходил передовой рубеж Можайской линии обороны Москвы.

Аида Мелихова: "Утвержденный Правительством Москвы Генеральный план до 2025 года нелегитимен"

    Основанием для возвращения утвержденного Генплана на переработку является прежде всего его несоответствие с рядом положений Градостроительного кодекса РФ.

1. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ, раскрывающей основные понятия  в документе планирования территории, Генеральный план должен обеспечивать «устойчивое развитие территории города».

На самом деле, в новом ГП закрепляется радиально-кольцевая система, порочная для развивающегося города, со ссылкой на ее историчность.

Однако, это не так. Бульварное и Садовое кольца на месте средневековых укреплений города (План 1739г.) играли роль транспортно-прогулочных магистралей, но не транспортных колец, обустроенных в соответствии с так называемым «Прожектированным» планом Москвы 1775 года . В транспортном отношении это был «связный город», с ярко выраженной веерно-ветвистой системой дорог, что иллюстрируется Генпланом Москвы середины XX века ( План Москвы 1852 г.).

Принято считать, что радиально-кольцевая система впервые проявилась в ГП 1935 года . При этом, имелись ввиду  Бульварное и Садовое кольца в структуре Москвы. Однако, в ГП 1935 года за ними оставалась роль бульваров и садов, наряду с другими садово-парковыми территориями – Сокольники, Ленинские горы, Парк культуры им.А.М.Горького, Измайлово.  Сильная сторона Генплана 1935 года – создание зеленого пояса вокруг Москвы и внедрение зеленых клиньев в структуру города в дальнейшем сходит на нет. А слабая сторона – центростремительная схема транспорта путем  пробивки диагональных проспектов в центр Москвы через живую ткань исторической застройки получила развитие.

Радиально-кольцевая и центростремительная системы утвердились  в ГП 1971 года .  Однако, в ГП 1971 года были предусмотрены 4 хорды с непрерывным транспортом, а радиальные магистрали планировались с развитым общественным транспортом. Достаточно вспомнить Ленинградский проспект с зелеными разделительными полосами, трамваями и троллейбусами, ансамблевой застройкой по сторонам .

В новом ГП до 2025 года с точностью наоборот, хорды заросли новой застройкой, с трудом пробиваются две из них (северная и южная рокады), радиальные магистрали превращаются в дороги непрерывного движения транспорта по типу Большой Ленинградки. Бульварному кольцу угрожает участь Садового кольца. Построено третье, строится четвертое кольцо, разделяющие город на не связанные транспортом территории.

 

Новый ГП обязан быть развивающейся системой. И такое решение имело место в конкурсном проекте ГП Москвы 1980-х годов, разработанном авторским коллективом известных исследователей в МГО ВООПИиК. Предложенная ими 3-х лучевая схема развития города в обход исторического центра, где все системы свободно развиваются с учетом интересов Подмосковья, до сих пор актуальна.

Вывод: не следует поспешно (благо есть законное время на доработку) утверждать новый ГП, концепция которого не соответствует планомерному развитию всех систем города. Необходимо объявить конкурс на концепцию Генерального плана развития Москвы, как это было сделано в 1930-е, 1970-е и 1980-е годы. 

2. В новом ГП система зонирования и трактовка зон не соответствуют принятой в Градкодексе.

  Зонирование по планируемому размещению объектов капитального строительства пронизывает всю территорию города.

Если обратиться к Градкодексу, понятие зон планируемого размещения объектов капитального строительства относится к сооружениям для государственных или муниципальных (необходимых для всего города, предположим, типа Москва-Сити) нужд.

    А в новом ГП город делится целыми кварталами, вместе со всеми памятниками, жилыми  и социальными объектами, на зоны, где планируется новое строительство (зоны реорганизации) и где оно не планируется(зоны стабилизации)                                                                                                       

В книге 3 нового Генплана представлены схемы зонирования на территории  реорганизации и стабилизации всего города, из коих видно, что в зону реорганизации попадают исторические территории от Садового кольца до Камер–Коллежского Вала, Замоскворечье. 

На самом деле, зоной планируемого размещения объектов капитального строительства (реорганизации) следует считать те резервы территории, которые имеются в застройке кварталов различных функциональных зон, а не всю ткань города. А деление всего города, всех его функциональных зон на территории реорганизации и стабилизации является ноу-хау Москомархитектуры, вредно для города и незаконно.

Вызывает вопросы принятая в новом ГП система  функционального зонирования территории Москвы, представленная в Книге 2.  В так называемую общественную функциональную зону попадает весь центр в пределах Камер-Коллежского Вала. На самом деле, Центр – жилая функциональная зона, в которой, в соответствии с правилами территориального планирования и видами разрешенного использования,  должны размещаться объекты общественных функций.

Общественная зона разделена на несколько подзон,  в том числе в составе охраняемых природных территорий, чего просто не должно быть по определению.

Вывод:  следует широко обсудить принятую в новом ГП систему зонирования, ее правомочность, рациональность и соответствие положениям  Градкодекса. 

3. В новом Генплане в  сферу социальной инфраструктуры Москвы не включены системы и объекты церковного назначения, как это сделано по отношению к здравоохранению, образованию и другим отраслям социального обслуживания.  Центры православной культуры, монастыри, церкви, приходские школы и другие церковные объекты занимают значительные по размерам территории, требуют подводки дорог, коммуникаций, энергетического обеспечения. То же относится к учреждениям других религиозных конфессий.

Вывод: в Генплане должны быть определены ориентировочно места размещения и показатели развития церковных систем и объектов, как это сделано по отношению к медицинскому обслуживанию, образованию и другим отраслям социальной сферы города. 

4. В новом ГП не разработан Историко-культурный план Москвы (ИКОП) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Москвы (ст.59.1), который является основой для определения границ и зон объектов культурного наследия. Как отметили многие исследователи, вместо него подается Перечень и границы зон объектов культурного наследия,  сформированные до 2000 года.

    Однако, в последующие годы изменился  состав объектов культурного наследия в утвержденном Перечне, вступили в силу  федеральный закон от 25.06.02г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия», утвержденных Постановлением Правительства РФ №315 от 26.04.2008г.

    Представленный в Книге 2 графический материал по территориям и зонам объектов культурного наследия усложнен и практически нечитабелен.

    Вывод: в новом  ГП до 2025 необходимо обновить  устаревший материал. 

5. Актуализация нового ГП сводится к фиксированию сложившейся застройки, не предусмотренной действующим ГП.  При этом, многие принятые решения являются очевидными градостроительными ошибками.

     Так, в нарушение действующего генплана, большая часть площадей Москвы, в том числе привокзальных,  застроена офисными и торгово–развлекательными комплексами, уродующими исторический вид площадей  и   увеличивающими и без того значительную на данных территориях  транспортную нагрузку.

     В новом ГП имеются  также виртуальные объекты, существующие в не утвержденных инвестиционных проектах и Постановлениях Правительства Москвы. Яркие тому примеры: проект обстройки офисно-жилыми комплексами храма Воскресения в Кадашах (памятника федерального значения); проект офисно-торгового центра на Хитровской площади (выявленного памятника) в охранной зоне Ивановской горки; проект тоннелей и подземного торгово-развлекательного комплекса на Пушкинской площади (заявленного памятника с признаками объекта культурного наследия).

     Вывод:  ГП, отправляемый на доработку,  должен содержать анализ градостроительных ошибок прошлого.  Что построено, то построено. Однако,существующие лишь в постановлениях и на бумаге проекты не должны иметь место в новом ГП.

6.  Прошедшие в Москве в летнее отпускное время  Общественные слушания не дают полной картины реакции населения на то, что предлагается осуществить к 2025 году на  территории их проживания. Одна из причин – естественное непонимание обычными людьми представленного экспозиционного материала, где на многочисленных досках размерами метр на метр, по виду одинаково пестро раскрашенных, в мелком масштабе (в 1 см- 350 м) представлена вся Москва.

Актуальная для жителей информация о землепользовании  была сведена к максимальной высоте застройки в кварталах, принятой по наиболее высокому дому.

Вывод: Переработанный (вновь разработанный) Генплан Москвы должен будет пройти не фиктивные, а действительные общественные слушания, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. 

7. Новый ГП  утвержден,  вопреки отсутствию согласований с органами государственной власти РФ и Подмосковья.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 «О статусе столицы Российской Федерации» органы государственной власти Москвы согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в части 4 статьи 63: «проект генерального плана города Москвы согласовывается с Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации».

Помимо этого, Закон «О статусе столицы Российской Федерации» предусматривает, согласование проекта генерального плана развития Москвы с Правительством Российской Федерации в части осуществления Москвой функций столицы России (ст.7).

Также в соответствии с частью 3 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит обязательному согласованию с высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общую границу. Иными словами,  проект Генерального плана развития Москвы, как полноценного субъекта федерации, подлежит обязательному согласованию с Правительством Московской области.                                                                                               

 В процессе принятия нового ГП также нарушен федеральный закон от 25.06.02 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

В соответствии со ст.62 закон признает утратившим силу Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»  от 15.12.78г., за исключением ряда статей, в т.ч. ст.40, предписывающей: «Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры».

Однако, новый ГП до 2025 года не согласован ни с Министерством культуры РФ – правоприемником Министерства культуры РСФСР, ни с ВООПИиК.

Вывод: Утвержденный Правительством Москвы Генеральный план до 2025 года нелегитимен.

    Аида Александровна Мелихова, член Комиссии “Старая Москва”, ЭКОС и Союза московских архитекторов, кандидат архитектуры

Алексинский Федор Николаевич (1875-1937), священник Страстного монастыря, священномученик

Священник Феодор Алексинский. Москва. Бутырская тюрьма. 1931 год (fond.ru)

Алексинский Федор Николаевич (18751937), священник, священномученик.Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 21 октября 1875 года в с. Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии. Из семьи священника.

Обучался в Ярославской Духовной семинарии.

В 1900 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность учителя русского и церковнославянского языков в Краснохолмское духовное училище Тверской губернии.

В 1909 году был рукоположен во священника. Стал служить в Страстном монастыре в Москве.

После закрытия монастыря в 1928 году о. Феодор был назначен в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве.

14 апреля 1931 года власти арестовали отца Феодора, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отца Феодора и всех арестованных, более трех десятков священнослужителей и мирян, обвиняли в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть “властью антихриста”, группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью…» Будучи допрошен, отец Феодор сказал, что ни сам не вел антисоветских разговоров, ни при нем его знакомые таких разговоров не вели, а что было без него и какие разговоры вели его знакомые в его отсутствие, он не знает.

30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило по ст.58-10 УК РСФСР отца Феодора к трем годам ссылки в Северный край, в г. Котлас Архангельской области.

Из ссылки он вернулся в 1934 в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили ему жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе ста километров от Москвы. Отец Феодор выехал в Тулу, как ближайшую от Москвы область, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, которая направила его священником в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области.

Священник Феодор Алексинский. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год (fond.ru)

Отец Феодор был арестован 1 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 2 декабря сотрудники НКВД допросили его и лжесвидетелей.

Первым был допрошен сын расстрелянного в 1918 году священника; в тридцатых годах он стал учителем начальной школы в поселке. Он показал, что старушка, хозяйка дома, в котором жил отец Феодор, говорила ему, что священник после службы сказал верующим: «Православные, настало тяжелое время. Жить становится все хуже и хуже. Все идет по Священному Писанию. Скоро настанет время кровопролития». В августе 1937 года он, возвратившись из школы, зашел к священнику домой, и тот будто бы сказал ему: «Вот смотрите, если вы следите, а я знаю, что вы человек ученый, какое есть сходство со Священным Писанием. Писано, что церкви будут разоряться, на нас будут гонения».

Затем был допрошен председатель колхоза в деревне Потапково, где отец Феодор жил с августа 1937 года. Он показал, что со времени перехода священника на жительство в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь, а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников. Священник даже пытался заходить в правление колхоза и вести разговоры о религиозных обрядах, но им, председателем, был дан отпор. В августе священник вел среди колхозников разговоры на религиозные темы, говоря: «Православные, грешно в праздничные дни работать, Бог вам за это не даст хорошей жизни. У Бога всё, от Него зависит ваша судьба — и в вашей семейной жизни, и в крестьянстве, без Бога ни до порога». «В сентябре 1937 года священник пришел в канцелярию колхоза, — свидетельствовал председатель, — и просил, чтобы я не притеснял колхозников и разрешил им ходить в церковь, и говорил: “Трудное время настало. Бога забыли, а Бог вас стал забывать. Всюду настало уныние, войны, и придет время, что люди опомнятся, но будет поздно”. Я с ним не стал разговаривать и попросил выйти».

Затем был допрошен отец Феодор.

— Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в беседе о существующем государственном строе высказывали недовольство советской властью и распространяли провокационные слухи о войне. Вы признаете это? — спросил священника следователь.

 

— Нет, не признаю. Это клевета на меня. Я против советской власти никогда ничего не высказывал.

 

— Следствием установлено, что вы среди колхозников деревни Потапково проводили агитацию за то, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали. Этим самым вы разлагали трудовую дисциплину в колхозе. Вы признаете в этом себя виновным?

 

— Нет, я не признаю себя виновным. Я такой агитации не проводил. Никому я не говорил, что в религиозные праздники нельзя работать, — ответил священник.

На этом допросы были закончены и следствие завершено.

5 декабря тройка НКВД по ст.58-10 УК РСФСР, “активная антисоветская агитация”, приговорила отца Феодора к расстрелу.

Священник Феодор Алексинский был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.

Ссылки

  • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ – БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

 С сайта http://drevo-info.ru/articles/3270.html

Срочная новость: здание бывшей гостиницы Страстного монастыря снято с торгов!

Правительство Москвы сегодня, 3 декабря 2010 г., решило снять с торгов здание в Малом Путинковском переулке, в котором находится редакция старейшего в России литературно-художественного журнала «Новый мир», передает «Радио Свобода». Причина этого решения не указана.

Страницы истории "Бородино-2012"

Страница в разработке

Общественное движение «Витязи»(родоначальник Общественной организации «Бородино-2012″) возникло в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века на базе Московского дома туристов.

 Отправной точкой создания движения стала публикация 13 сентября 1979 г. в газете «Комсомольская правда»(гл.редактор В.Ганичев) статьи Владимир Крупина «Поле Куликово», приуроченной к 600-летию Куликовской битвы.

Поход на Бородинское поле в сентябре 1982 г. положил основу программы «Бородино-2012″. У истоков 30-летней программы стояли также: академик Фатей Яковлевич Шипунов, ответственный секретарь ВООПИиК Эдуард Николаевич Дьяконов, кандидат исторических наук Киселев Евгений Александрович, доктор искусствоведения Вера Григорьевна Брюсова и др.

Походы по историческим местам

Походы по историческим местам

На фото Штаб “Витязи” (начальник штаба – Г.П.Сальников)на местах исторической славы: Куликово поле, Бородинское поле…

 

  

               

 

                       

На переднем плане на фото внизу(справа налево):  народный артист В.И.Кобзев,начальник штаба “Витязи” Г.П.Сальников, ответственный секретарь ВООПИиК Э.Н.Дьяконов, слева организатор субботников ВООПИиК В.Д.Ляпков

На снимке внизу (в белом) – ныне народный артист России певец Вячеслав Михайлович Кобзев, член штаба “Витязей”

Президентом РОО "Бородино-2012" Г.П.Сальниковым издана книга священника Александра Круглова "Последняя война"

“На Русь пришла, как в фантастических фильмах, невиданная и Невидимая война, которая без жалости наносит смертоносные удары в сердце России… Сейчас часто говорят, что наши экономические, социальные и демографические потери после жестокого “перестроечного” реформирования России превосходят последствия Великой Отечественной войны. И все это без кровавых бомбардировок без атомных взрывов, без вторжения войск, без карателей…” Казалось бы, об очевидных и даже от частоты повторения, навязших в зубах, вещах говорит отец Александр Круглов, но между тем, его книга производит впечатление набата, призыва: “Восстань спящий!”, оглянись вокруг, осознай, наконец, что происходит в мире и в твоей стране, и всю свою жизнь постарайся пересмотреть в свете этого трезвенного осознания: началась и идет уже на земле Последняя война. Эта война принципиально отличается от всех, наводнивших историю человечества войн – “дикая Орда требовала только дани и рабов, но не божественного поклонения себе. Ей не нужны были наши бессмертные души. Сейчас время иное. Снова мы в разделении, но на этот раз безжалостные враги России пришли как раз по наши неприкаянные души…”

Книга отца Александра Круглова не является историческим или политологическим исследованием, ее жанр можно определить, как “слово пастыря”, – это тематически организованные проповеди, которые объединены в главы, само называние которых говорит о традиционности жанра. “Иерихон”, “Самсон и Вартимей”, “Крестный ход из Иерихона в Иерусалим”, “Горящие снопы”, Таинственный “Удерживающий” и пр. – история России рассматривается сквозь призму Библейской истории, все, что происходит в наши дни, раскрывается в свете Апокалипсиса и древних пророков. И в этом свете “все тайное становится явным” – все, что мы переживаем в наши дни, получает четкое определение – “тайна беззакония в действии”.

Низкий поклон батюшке за то, что он все называет своими именами, прослеживает тончайшие связи между событиями и делает самоочевидный вывод: “мирное время” после Второй мировой войны, время “локальных конфликтов” – это просто-напросто “вялотекущая” Третья Мировая Война… Вряд ли можно считать ненамеренной тихую оккупацию всего Христианского мира… Америка стоит перед теми же проблемами. Ее белое население уже подходит к той черте, за которой может стать угнетаемым своим чернокожими и латиноамериканскими представителями, как недавно случилось с белым населением в Южной Африке. Трагедия Америки может быть еще более ужасной, такие же события происходят в Европе…”

Это высказывание демонстрирует то, что нам кажется в книге самым важным – ломаются стереотипы мышления. Один из них – “все зло от Америки”, второй (и это еще более важно и злободневно): “Россию спасут православные патриоты”. Я не знаю биографии отца Александра Круглова, но он явно хорошо осведомлен о реалиях нашего патриотического движения. Из всей его истории последних пятнадцати-двадцати лет автор “Последней войны” делает, казалось бы, парадоксальный вывод: именно патриоты и могут подготовить приход “человека беззакония”. Почему? В ответе на этот вопрос батюшка ставит глубокий пастырский диагноз того духовного состояния, в котором пребывают многие патриоты в последние годы. “В патриотизме они получали такой наркотический восторг от единения с “мистическими сферами”, о котором раньше не могли помышлять…, хитроумное зло с самого зарождения патриотического движения лукаво скрывало себя в самой патриотической среде. Оно же стало главной разрушающей силой. И сами разрушители чаще всего этого не сознавали… Жажда остроты ощущений избранности и опасности притягивает к запретным тайнознаниям, электризующим истощенную душу…, происходит раздвоение личности. В кругу своих – это патриот из патриотов…, но в нужный момент в голове срабатывает некий “переключатель”, и искренний минуту назад собрат мгновенного становится так же искренне заклятым врагом”.

Отец Александр объясняет причину того, от чего происходят такие подмены: “Брань с людьми-демонами – средоточием “тайны беззакония” – удел немногих избранников Божиих, гигантов духа, усмиривших многими трудами и великими скорбями немощь своей плоти. Их суровое воительство – не для всякого, только и научившегося, что читать запрещенные книжки… Нередко у патриотов, легкомысленно вкусивших мистического плода тайнознаний, от постоянных страхований, нервных и психических перегрузок… начинаются невыносимо томительные мучения – “круги ада”!”.

То, что происходило и происходит с нашим патриотическим движением, по мысли отца Александра особенно наглядно подтверждает, – спастись в наше время можно, только ограждая себя постоянной молитвой, и не теряя настоящей церковной жизни. Стоит только заменить исповедь и причастие, ежедневное совершение молитвенного правила и неукоснительное соблюдение воскресных и праздничных дней борьбой с силами зла, как эта борьба оборачивается против самих же борцов. В этом одна из главных особенностей Последней войны – суметь обмануть человека, ввергнуть его в самообман, чтобы через это он мог обманывать других.

Из всей почти восьмисотстраничной книги особенно удачной с точки зрения подачи материала (формы обращения к читателю) представляется глава двадцать вторая, которая называется “Кощей бессмертный”. Через сюжет и образы известной русской сказки проясняется наше прошлое, настоящее и будущее. Процитируем главные положения из этой главы: “Иван-Царевич – собирательный образ русского народа, который нередко сам себя истреблял во мраке духовного ослепления. Только слепотой можно объяснить, например, ожесточение кровавых княжьих и народных междоусобиц, революций и перестроек” – это о прошлом.

О настоящем: “Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так у России всегда было много врагов, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный тот, кто убивает насмерть!”

О будущем: “С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем – Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-Царевичем… наконец, царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны, Видно чувствовал, что добром это для него все равно не кончится. И не ошибся.

В сказаниях Иван-царевич был воскрешен… Точно так же происходит каждый раз возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются на первый взгляд давно умершие части царства. Это – первое чудо. Невидимое и почти невероятное воскрешение погибшего народа. Святость веры помалу оживляет мертвые от греха души людей… Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного Русского царства”.

Книга Последняя война, несмотря на то, что в ней немало страниц, леденящих ужасом душу – от описания тех изуверств и жестокости, которые сейчас происходят, и от предположений о еще большем ожесточении людей, которое грядет, – все-таки в целом можно назвать оптимистической. В том смысле, в котором оптимистичен Апокалипсис.

Через всю книгу проходит убеждение, высказанное уже на первых ее страницах: “Надо выделить для себя два одновременно происходящих процесса – духовную деградацию большинства представителей правящего класса и достаточно значительной части народа и возмужание пусть немногих, но сохранивших верность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Исход катастрофических событий зависит от тех немногих, которые своей верностью, жертвенностью и бесстрашием преображают все остальное падшее общество”. В книге постоянно присутствует пусть так и неназываемый, образ Китеж-града: “Видимая, живущая в пространстве и времени плоть русского царства трагически погибла, но его душа, духовно единая с Вечным Царством, сохранилась в незыблемости. Невидимый и могучий царский дух народа России и сейчас все еще сохраняет хрупкое государственное равновесие в современном мире”.

Оптимизм выводов, которые звучат в конце книги Последняя война, для человека неверующего может показаться парадоксальным, – ведь перед этим описываются адские тонкости, ведущейся с нами, идеологической, психологической, мистической войны, – все они могут ввергнуть в уныние, сковать душу страхом.

Но, как известно, источник самого большого страха и уныния – это когда враг не видим, не узнан, не назван. А, когда “тайное стало явным”, когда “враг не приходит как тать в нощи”, когда к встрече с ним готовятся, то остается, вспомнить слова Господа: “Не бойся, малое стадо!” и, главное, не замкнуться в своем одиночестве, а искать единения с Христовым воинством.

“Одновременно с вражьим вторжением идет иной процесс, который хоть и не стал еще переломным в судьбе России, но многое видимо склоняется к тому… На языке военной науки, на Русской земле происходит постепенное формирование двух непримиримых армий. С одной стороны становятся все заклятые враги Христа и России. Их щедро подкармливает мировое зло, они динамичны, развязны, сыты. С другой стороны идет построение светлого Христова воинства. Его выстраивает и оберегает до времени неизбежной решительной битвы Сам Господь наш Иисус Христос. Его воинство обычно неброско, более скромно и по виду, и физически. Вся наша сила состоит в великом сокровище – Вере Православной. И наша сила в немощи совершается!”
Людмила Ильюнина, “Русская линия”, 14.04.2005 

Книгу “Последняя война” можно прочитать в Библиотеке портала ХРОНОС: всемирная история в интернете :

http://www.rummuseum.ru/lib_k/krglv00.php

Николай Леонов: "Москва: город-мученик (размышления жителя столицы)"

 

      За свою 850-летнюю историю МОСКВА  познала столько горя и страданий от иноземных врагов и своих бестолковых властей, что по этому печальному показателю с ней не может сравниться ни одна другая столица мира. Ее многократно сжигали дотла то свирепые ордынцы, то цивилизованные французы. Годами здесь бесчинствовали ляхи, стремившиеся окатоличить Россию. Гитлер вообще намеревался стереть ее с лица земли. Не было любви к Москве и у своих властителей. Петр I лишил  ее статуса российской столицы, выстроил свое «окно в Европу» на топких берегах Невы. Больше двухсот лет  прожила Москва на положении нелюбимой старой родственницы. Писатель-революционер А.Герцен-полунемец-полурусский презрительно называл ее «большой деревней». Россия натужно подлаживалась под европейский лад, а Москва оставалась хранительницей русского духа, православных ценностей, традиций гостеприимства. Москву называли городом «сорока сороков» намекая, что в городе было более 1600 православных храмов. Островерхие колокольни, вкупе с башнями Кремля создавали неповторимую красоту городской панорамы, определили особый московский стиль архитектуры.

         Наступил сатанинский ХХ век и посыпались на древний град  одна беда за другой. Спасаясь от угрозы кайзеровской армии, взявшие власть большевики спешно бежали в Москву, превратив ее в столицу. В гражданскую войну Москва не раз становилась ареной боев. Из пушек палили и по Кремлю и по другим историческим памятникам. Красная площадь стала кладбищем и для белых и для красных. Когда утихла братоубийственная война, начали авангардисты и модернизаторы перекраивать и заново шить древний город. Без жалости вырубили Садовое кольцо, заносчиво полагая, что сплошная асфальтовая лента станет посадочной площадкой для аэропланов. Снесли Храм Христа Спасителя – памятник в честь победы над Наполеоном, взорвали сотни других шедевров зодчества.  Лепили из бетона и стекла модернистские прямоугольники. Мрачным домом-памятником той поры остался Дом на Набережной, все жильцы которого сгинули в застенках  ОГПУ.

        В 1991 г. Россия дала полный ход назад в капитализм, с которым вроде бы попрощалась в 1917 г.  И снова началось глумление над городом. «Новые русские» посчитали Москву своим военным трофеем, отнятым у анемичных коммунистов. В мгновение ока приватизаторы захватили все, что вчера считалось общенациональной собственностью. Начался бешеный бег за право стать собственниками недвижимости, земельных участков. В ход шло все от подкупа столичных чиновников до кровавых драм в борьбе за городское имущество. За 20 лет все было растащено, а вся свободная земля застроена. Недвижимость считалась самым надежным вложением капитала. Никого плана застройки города не было, всем было наплевать на экологию, никто не думал о проблемах транспорта или системах жизнеобеспечения. Хватай как можно больше и как можно скорей – таков был девиз новых хозяев города.

          Запыхавшиеся от торопливого пережевывания упавшего в их руки богатства, «новые русские» только в 2010 году впервые опешили, глядя на изувеченный город: «Чего мы натворили, братаны!». Москва стала негодным городом для проживания не только нормальных людей, но и самих «братанов». Транспортные потоки замерли на московских улицах, совершенно не подготовленных для  выросшего в десять раз количества автомашин. Московский воздух в двадцать раз больше насыщен вредными для человека выбросами, чем это допустимо по норме. 2-2,5 миллиона жителей Подмосковья ежедневно едут на работу в Москву, заполняя все въездные шоссе, мучаются в переполненных электричках. Цены на продовольствие в Москве самые высокие в России и почти вдвое выше, чем в Европе. Город стал  логовом преступности, коррупции, чиновничьего произвола . В октябре 2010 убрали, наконец, главного «пахана», поставили нового свежего человека, явно растерявшегося перед бездной запущенных проблем. Поговорка в таких случаях гласит: «Куда ни кинь- всюду клин».Не долго думая, в желании показать свою решимость, громогласно было сказано, что главная беда – это «транспортные пробки». И начались поиски путей ликвидации этих «пробок». Появились запреты на парковку автомобилей на улицах, заговорили о расширении некоторых московских улиц, о строительстве очередных транспортных колец,  подземных гаражей и пр. Чего только не придумают чиновники, если им дадут команду сверху. Салтыков-Щедрин в свое время писал не без иронии: «Если русские не выдумали пороху, то только потому, что  не было дано указания».

          Однако почему-то все умственные метания чиновников сводятся к одному принципу: «чтобы и волки были сыты и овцы целы». Они готовы строить в городе двух-, трехярусные дороги, чтобы только оставить все как есть. Москва будет хиреть и чахнуть, пока не станет всеобщей душегубкой.

          Пока только одна общественная организация «Бородино 2012» предложила наиболее перспективный стратегический план – Москву надо разукрупнять. Следует немедленно прекратить всякое новое строительство в столице, она и без того перенасыщена зданиями. Давно пора подумать о создании рабочих мест в  Подмосковье, чтобы избавить людей от мучений с ежедневными поездками в Москву. Люди должны жить недалеко от работы, тогда и автомагистрали станут  более свободными. Для частных фирм надо создать такой налоговый режим, чтобы им было выгоднее создавать свои офисы в Орле, Рязани, Иванове, а не скапливаться в Москве. Китайский опыт на этом и построен. Федеральные структуры, которым не обязательно ютиться в Москве, могут быть выведены в другие города. Уехал, например, Конституционный суд в Санкт-Петербург и ничего не случилось. Современные средства  связи столь эффективны, что этот путь более чем перспективен.

          Таким путем, мы не только избежим ненужной и даже вредной траты огромных средств на дальнейшее бессмысленное наращивание транспортной инфраструктуры в Москве, но и оживим жизнь в  пустеющих регионах Центральной России, а заодно очистим атмосферу в Москве и улучшим условия жизни москвичей.

Николай Сергеевич Леонов, генерал-лейтенант, доктор исторических наук, один из учредителей РОО “Бородино-2012”.

Святая преподобномученица Вера, послушница Страстного монастыря,память 13(26) февраля

На фото: Послушница Вера Морозова. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год

Преподобномученица Вера (Вера Семёновна Морозова)родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.

28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами. О послушнице Вере там было написано, будто она говорила: «У власти стало замешательство, выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а нам теперь на самом деле приходится собираться в подвалах, чтобы никто не знал. Священников всех пересажали и скоро будут арестовывать верующих. Поэтому надо нам чаще собираться и усерднее просить Бога, чтобы Он скорее большевикам послал конец».

На основании этого лжесвидетельства начальник Свердловского районного отделения НКВД города Москвы Белышев 14 января 1938 года испросил санкцию на арест Веры Семеновны Морозовой у заместителя начальника НКВД по Московской области Якубовича и получил ее уже на следующий день. Послушница Вера была арестована 16 января и сразу же допрошена.

– Кто из монашек Страстного монастыря в данное время проживает в Москве? – спросил ее следователь.
– Кто в данное время проживает в Москве из монашек Страстного монастыря, я не знаю, – ответила послушница.
– Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности. Признаете себя в этом виновной?
– Я виновной себя в антисоветской деятельности не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вели антисоветскую агитацию. Признаете себя в этом виновной?
– Я никогда и нигде антисоветской агитации не вела.
– Вы высказывали враждебное отношение к руководству партии и правительства. Вы подтверждаете это?
– Нет, я враждебного отношения к руководству партии не высказывала.

Поскольку послушница Вера категорически отказывалась признавать себя виновной, то в качестве свидетельницы была привлечена рабкор, в тридцать девять лет заслужившая от советской власти персональную пенсию, жившая на Тихвинской улице в том же доме, где жили монахини и послушницы. Она показала, что «к Морозовой ходило много людей социально чуждых, а именно попы. Неоднократно собираясь вместе, вели какие-то разговоры, для меня неизвестные. Морозова неоднократно в моем присутствии заявляла, что к ней много людей приезжают из колхозов, которые все недовольны коллективизацией. “Это и понятно, сейчас везде крестьяне голодают. Вообще жить стало народу тяжело, в магазинах ничего нет, кругом стоит дороговизна. Но это все так и должно быть по Божьему Писанию. Бог нам послал такую власть за грехи, совершенные народом”. После ареста группы монашек, проживавших вместе с ней, она ходила и распускала слухи, что ни за что арестовывают».

21 января следствие было закончено. 21 февраля тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу. Послушница Вера Морозова была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 264-266

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Вера (Морозова)(http://new.pstgu.ru/news/martir/2010/02/26/18979/).

Святая преподобномученица София, послушница Страстного монастыря, память 15 (28) февраля

Картинка 2 из 9

На фото:Послушница София Селиверстова. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год

Святая София(София Памфиловна Селиверстова) родилась 17 сентября 1871 года в селе Изноира Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила Селиверстова. Когда Софии исполнилось десять лет, у нее умерла мать, и отец девочки отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной затем в монастырь. В приюте она прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, поступила в прислуги и одновременно обучалась на дому рисованию. В этом искусстве София достигла заметных успехов.

В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее игумении. Послушанием Софии в монастыре стало обучение монахинь рисованию.

В 1921 году София была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. Впоследствии, в 1933 году, она обратилась с жалобой по ВЦИК и была в правах восстановлена.

В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома.

В феврале 1938 года осведомители, жившие в этом же доме, направили в НКВД донесение, будто София говорила: «Честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей. Но это все нам Бог послал за грехи. За нас теперь больше всех приходится страдать нашим защитникам — священникам, на которых сейчас идет гонение». Они написали, что такие контрреволюционные разговоры София ведет среди окружающих открыто и на одном из сборищ монахинь говорила: «Выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а на самом деле нам теперь приходится собираться в подвальных помещениях, чтобы никто не знал.

Вызванные на допрос осведомители подтвердили свои показания и в качестве свидетелей. 22 февраля 1938 года послушница София была арестована и заключена под стражу в 13 отделение милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.
— На одном из сборищ арестованных монахинь вы говорили, что честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей, и что священникам приходится страдать, на них сейчас гонение. Признаете ли вы себя в этом виновной? — спросил следователь.
— Не признаю. Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.
— До ареста в 1937 году монахиня Страстного монастыря Павлова, жившая вместе с вами, проводила контрреволюционную агитацию, говоря, что в колхозах умирают с голода, и вы в этом разговоре ее поддержали. В момент процесса нал бандой троцкистов вы сожалели, что их расстреляли, и при этом высказывали антисоветские настроения, что невинные люди погибают. Признаете ли себя в этом виновной?
— Таких разговоров я не слышала от Павловой. Сожаления по поводу расстрела банды троцкистов не высказывала и виновной себя не признаю.

На этом допрос был закончен. 25 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница София Селиверстова была расстреляна 28 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года преподобномученица София была прославлена к общецерковному почитанию в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

При подготовке материала были использованы:

  1. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Книга I (Январь-май). // Под общей редакцией Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь, изд-во “Булат”, 2002.
  • http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans – БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

[1]  ныне Саратовская о., Екатериновский р.

(Материалы информационно-аналитического портала Саратовской епархии “Православие и современность”)

Молитва по соглашению каждую субботу с 14.00 до 16.30

Молитва по соглашению каждую субботу с 14.00 до 16.30 

 
РОО «Бородино-2012″ – инициатор молитвенных стояний у кинотеатра «Пушкинский» на месте разрушенных святынь Страстного монастыря и крестных ходов по Бульварному кольцу Москвы. 
Обращаемся ко всем православным молитвенно поддержать нас в делах по восстановлению Страстной обители, храма Похвала Пресвятой Богородицы и памятника императору Александру III у Храма Христа Спасителя и других разрушенных святынь!  

Утверди, Боже, Святую православную веру , веру православных христиан!

Воспоминания монахини Адрианы (Малышевой), насельницы подворья Пюхтицкого монастыря в Москве, о Страстном монастыре.

Монахиня Адриана (Малышева)Когда маленькая была, мы с мамой все ходили в Страстной монастырь, пока его не сломали. И там было удивительное распятие: деревянная скульптура распятого Христа в натуральный человеческий рост. До ноготочков на ногах как живой! Я шустрая была, и начинаю по монастырю бегать, но почему-то как только к этому распятию примкну – все, устроюсь у Его ножек, и эти ноготочки все перебираю. И монахини маме говорят: «Нина Николаевна, пусть девочка у нас ночует, чтобы ей не мучаться, не ждать, мы ее в 7 утра причастим. И мама так несколько раз меня оставляла.

Так вот Спаситель вошел в мою жизнь, и где бы я ни была, что бы ни делала, я все время Его чувствовала и вспоминала… Потом Страстной монастырь взорвали, ничего не осталось, монахинь куда-то разогнали. А я после войны иногда заходила в храм около Рижского вокзала. Называется он «Знамение Пресвятой Богородицы», но там мощи мученика Трифона, и все больше его «Трифоновским» называют. Там акафист мученику Трифону, мне очень нравилось, что все прихожане в конце службы вечером сбивались в одно место, где его мощи, и пели акафист.

И вот зашла туда как-то, смотрю – нет акафиста. Спрашиваю «Что такое?» Мне говорят: «А сегодня акафист Кресту, в другом приделе». Я пошла туда, наклонилась приложиться ко Кресту и вдруг вижу эти ноготочки… Я голову кверху подняла – Боже мой! – это то самое Распятие, из моего детства! Спрашиваю: «Это из Страстного монастыря?» Они так обрадовались: «Мы пишем историю наших святынь, а откуда Распятие, не знаем. Вы точно подтверждаете?» Я говорю: «Точно. У него даже запах остался». Такой чудесный тонкий аромат розового масла. У меня сразу чувство такое было: «Зовет, зовет Спаситель».

Но я все работала тогда. А тут еще у однополчанина одного сын ушел в семинарию и стал монахом. Мы с его матерью поехали к нему в гости. Он приход получил в Ярославской области, в каком-то захолустье под Угличем. Деревня – видно, когда-то была богатая, хорошая, вдали виден храм. Тихо, пусто. Избушка стоит. Заборчика даже нет. Во дворе колодец. Вдали что-то похожее на туалет. – «Это твой дом?» (А у них квартира в Ленинграде шикарная, трехкомнатная…) «Да», – говорит, и улыбается, глаза такие глубокие, вдумчивые. Зашли. Там одна комната, терраска. Видно, бедная семья какая-то жила. А потолок весь в щелях, из щелей пакля даже висит. И, представляете, вместо какого-то ужаса, несогласия, меня вдруг такой восторг охватил. Думаю: «Господи, какую же веру надо иметь!» И тут впервые подумала: «Господи, пошли мне такую же веру, как у него!»

Утром мы пошли к нему в храм. Он служил. Я себе там купила крестик, который ношу до сих пор. И вот с тех пор я ездила по монастырям, как только у меня отпуск. Посетила почти все возможные монастыри. И когда я оттуда уезжала, у меня все время было такое чувство, что нужно вернуться, что это моя жизнь. У жены моего духовного отца, который у меня к тому времени, уже появился, в Финляндии была подруга. Она в Хельсинки в храме и просфоры пекла, и церковница она, и регент она. Священников туда присылали, как в командировку на три месяца служить. Я с ней познакомилась и очень она мне понравилась. Ходит от подсвечника к подсвечнику, будто не идет, а как конькобежец, скользит. Глаза такие ясные, необыкновенные. Думаю: «Господи, есть еще такие люди на свете!» И я ей рассказала, что в детстве, когда я в Страстной монастырь ходила, то монахини мерили на меня клобук. Она говорит: «Да?» – так серьезно. «Вы знаете, – говорит, – что есть у нас поверье, что если хоть один раз человек клобук наденет, то он будет в монастыре». Я так расхохоталась!

Так и разрывалась между работой и монастырями. И вдруг заболеваю тяжело – заболевание позвоночника, которое не лечится… Ушла на пенсию. И в это время приезжает в Москву моя приятельница, с которой мы вместе раньше по монастырям ездили. Она уже к тому времени стала послушницей в Пюхтице. Было решение Моссовета выделить какой-нибудь храм для организации здесь подворья Пюхтицкого монастыря. Ее и послали сюда, чтобы она помогла с оформлением бумаг. Она мне говорит: «Давай помогай!» Я уже не работала и ездила с ней везде по инстанциям. Наконец, дали маленькое помещение на Рождественке. Храм долго не отдавали, его архитектурный институт занимал, а дали маленький этажик. Поселились там она и еще две девочки из Иванова. Это все было уже 11 лет назад.

Стала и я к ним приезжать, помогать. А на выходные уезжала к себе домой. Потом они посадили меня на улицу перед храмом – книжками торговать. Тогда это было в новинку, 11 лет назад. И я продавала православную литературу. Вот так платок надвинула, чтобы никто меня не узнал. Потом перестала стесняться. На Рождественском бульваре сплошные были офисы, банки – они все лопнули потом. И вот идет толпа мимо меня. И никто не может пройти мимо – это все интересно, еще в новинку. А я им еще и рассказываю. Торговля пошла очень хорошо. И матушка настоятельница захотела меня посмотреть, какая я такая. И, видимо, решила меня не отпускать. И вот потихонечку, потихонечку… так вот пять лет назад меня и постригли. Вот так я стала Адрианой.

Использованы материалы с сайта http://sretenie.paskha.ru/

21 ноября 2010 г. – фоторепортаж о молитвенном стоянии и крестном ходе вокруг территории Страстного монастыря

Читаем акафист Архангелу Михаилу

За молящимися – митинг в поддержку журналистов.

С нами – хоругвеносцы во главе с Л.Симоновичем-Никшичем

 

 

После пения акафиста – крестный ход  вокруг территории бывшего Страстного монастыря и места первоначальной установки памятника Пушкину в 1880 г.

НОВЫЕ СУДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ

Пушкинская площадь«Ведомости» сообщают о новых инициативах нового мэра. Как они отразятся на судьбе Пушкинской площади.

Площадь Собянина
Сергей Собянин лично будет курировать инвестпроекты в Москве. Он создал и возглавил градостроительно-земельную комиссию, первым решением которой стала отмена инвестконтракта по реконструкции Пушкинской площади.

 Мэр Собянин распорядился создать под своим председательством градостроительно-земельную комиссию, которая будет рассматривать действующие инвестконтракты и предложения девелоперов, рассказал источник в мэрии. До сих пор эти вопросы находились в ведении главы стройкомплекса Владимира Ресина — он возглавляет комиссию по вопросам градостроительной политики, землепользования и застройки (занимается подготовкой проектов решений правительства в области градостроительной деятельности).

На первом заседании комиссии, которое прошло вчера, московские власти решили разорвать инвестиционный контракт на реконструкцию Пушкинской площади, рассказал источник в мэрии. «Город пересмотрит проект реконструкции Пушкинской площади, от первоначального решили отказаться полностью», — сообщил заместитель мэра Москвы Юрий Росляк.

Работы на Пушкинской площади столичные власти приостановили еще месяц назад — «в связи с протестами жителей». По распоряжению столичного правительства от 1 декабря 2004 г. инвестор проекта — ОАО «ТДЦ «Тверской». 62% этой компании принадлежит турецкой MNG Holding, 30% — департаменту имущества Москвы, 8% — ООО «Бизнес профессионал». ОАО должно было построить под площадью тоннель (это часть проекта «Большая Ленинградка»), торгово-досуговый центр (96 500 кв. м) и парковку на 850-1000 машино-мест. Заявленный объем инвестиций в проект был около $150 млн. Работы должны были закончиться в 2007 г., позже сроки продлили до 2009 г., но работы фактически так и не начались. По словам источника в мэрии, инвестор успел лишь начать археологические раскопки и исследовать подвалы близлежащих домов.

Сейчас, по словам Росляка, столичные власти займутся урегулированием взаимоотношений с инвестором. Он надеется решить их «путем переговоров». Городу придется выкупить у прежнего инвестора техническую документацию, чтобы доработать в соответствии с новым проектом.

Связаться с московским представительством MNG Holding и ОАО «ТДЦ «Тверской» не удалось.

В головном офисе MNG Holding вчера не смогли сказать, сколько потрачено на проект реконструкции Пушкинской площади (в Турции праздники).

Росляк говорит, что теперь город планирует построить под площадью два транспортных тоннеля, паркинг и подземный переход, также будет расширен Пушкинский сквер. Торгово-досугового центра не будет, но планируется продуктовый магазин шаговой доступности, который останется в городской собственности. Транспортную развязку город собирается построить за свой счет — уже в 2011 г. начнется перекладка инженерных коммуникаций, а затем прокладка двух тоннелей под Тверской улицей. Объем инвестиций неизвестен, так как техническая документация еще прорабатывается, сказал Росляк. После организации бессветофорного движения город может выставить на аукцион часть подземного пространства для строительства паркинга и пешеходной зоны.

Паркинг — не торгово-развлекательный комплекс. Доходность при строительстве паркингов низкая, поэтому без поддержки серьезных партнеров, например ЕБРР, инвестирующего в инфраструктуру, привлечь инвестора в такой проект будет трудно, считает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. По его словам, строительство одного машино-места обойдется минимум в $110 000, а окупаться оно будет не менее 10 лет.

Новая комиссия Собянина не собирается проводить ревизию всех инвестиционных контрактов в городе, утверждает источник в московском стройкомплексе. Пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова сказала, что на комиссию «в плановом порядке будут выноситься первоочередные вопросы к обсуждению». На вчерашней комиссии также рассматривалось строительство гостиницы на пересечении Тверской улицы и Страстного бульвара, административно-делового центра на Профсоюзной улице, гостинично-делового центра на ул. Василисы Кожиной.

Бэла Ляув
Антон Филатов
Ведомости 19.11.2010, 219 (2737)

Коммернатий МГО ВООПИиК:

Слава Богу, лужсковские подземные дворцы построены не будут (может быть). Однако, что же всё-таки делать с площадью. МГО предлагает восстановить на площади монастырь и, хотя бы отчасти, возродить её старый облик: вернуть Пушкина на прежнее место – как минимум.

Материал с сайта МГО ВООПИиК

Геннадий Сальников: "Проблемы Москвы нужно решать на федеральном уровне".

 В ближайшее время мэр г.Москвы С.С.Собянин будет рассматривать вопрос о судьбе Пушкинской площади. Должны состояться публичные слушания в рамках Общественного градостроительного совета при Мэре Москвы.

Турецкая фирма «ТДЦ Тверской» пытается склонить московские власти к решению в том числе проблемы пробок на транспортных артериях города путем реализации своего проекта по постройке тоннелей на месте стены Белого города и Тверского бульвара-памятника, подземного торгово-развлекательного комплекса под Новопушкинским сквером, а также подземной  стоянки машин на историческом месте Страстного монастыря, уничтожив захоронения и фундаменты древних построек.

Судьба ансамбля Пушкинской площади сейчас зависит от общественного мнения. Организация “Бородино-2012” на месте разрушенных алтарей молится уже пятый год о возрождении Страстной обители и проводит крестные ходы по Бульварному кольцу по фундаментам стен Белого города.

Что касается болевых точек  Москвы (пробок, плохой экологической обстановки) – ни один мэр не улучшит ситуацию в столице созданием одних лишь парковок. Такие вопросы должны решаться на федеральном уровне.

Для того, чтобы сделать столицу жизнеспособной, необходимо разгрузить Москву. Нужно возродить малые города и города исторической значимости, создавая в них рабочие места. Тогда в сознании людей укрепится мысль, что жить в Москве непрестижно.

По роду своей деятельности я многократно посещал Японию, Китай, США,  Западную Европу. Там проблема пробок решается. Причем в ряде стран государство или частные фонды берут на себя инициативу по сохранению исторического облика зданий, вкладывая немалые средства.
Организация “Бородино-2012” приглашает  общественность к разговору о том, как справиться с наболевшими проблемами Москвы, используя опыт  других стран, при этом учитывая нашу самобытность.

Времена повторяются. В идеологическом плане сейчас 1610 г., когда каждому дана свобода выбора: идти по пути к Богу или в противоположную сторону.

На 2012 год мы смотрим как на поворотный год в истории России, как возможность сбросить оцепенение, обращаясь к своим истокам и созидая настоящее.