Страницы истории "Бородино-2012"

Страница в разработке

Общественное движение «Витязи»(родоначальник Общественной организации «Бородино-2012″) возникло в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века на базе Московского дома туристов.

 Отправной точкой создания движения стала публикация 13 сентября 1979 г. в газете «Комсомольская правда»(гл.редактор В.Ганичев) статьи Владимир Крупина «Поле Куликово», приуроченной к 600-летию Куликовской битвы.

Поход на Бородинское поле в сентябре 1982 г. положил основу программы «Бородино-2012″. У истоков 30-летней программы стояли также: академик Фатей Яковлевич Шипунов, ответственный секретарь ВООПИиК Эдуард Николаевич Дьяконов, кандидат исторических наук Киселев Евгений Александрович, доктор искусствоведения Вера Григорьевна Брюсова и др.

Походы по историческим местам

Походы по историческим местам

На фото Штаб “Витязи” (начальник штаба – Г.П.Сальников)на местах исторической славы: Куликово поле, Бородинское поле…

 

  

               

 

                       

На переднем плане на фото внизу(справа налево):  народный артист В.И.Кобзев,начальник штаба “Витязи” Г.П.Сальников, ответственный секретарь ВООПИиК Э.Н.Дьяконов, слева организатор субботников ВООПИиК В.Д.Ляпков

На снимке внизу (в белом) – ныне народный артист России певец Вячеслав Михайлович Кобзев, член штаба “Витязей”

Президентом РОО "Бородино-2012" Г.П.Сальниковым издана книга священника Александра Круглова "Последняя война"

“На Русь пришла, как в фантастических фильмах, невиданная и Невидимая война, которая без жалости наносит смертоносные удары в сердце России… Сейчас часто говорят, что наши экономические, социальные и демографические потери после жестокого “перестроечного” реформирования России превосходят последствия Великой Отечественной войны. И все это без кровавых бомбардировок без атомных взрывов, без вторжения войск, без карателей…” Казалось бы, об очевидных и даже от частоты повторения, навязших в зубах, вещах говорит отец Александр Круглов, но между тем, его книга производит впечатление набата, призыва: “Восстань спящий!”, оглянись вокруг, осознай, наконец, что происходит в мире и в твоей стране, и всю свою жизнь постарайся пересмотреть в свете этого трезвенного осознания: началась и идет уже на земле Последняя война. Эта война принципиально отличается от всех, наводнивших историю человечества войн – “дикая Орда требовала только дани и рабов, но не божественного поклонения себе. Ей не нужны были наши бессмертные души. Сейчас время иное. Снова мы в разделении, но на этот раз безжалостные враги России пришли как раз по наши неприкаянные души…”

Книга отца Александра Круглова не является историческим или политологическим исследованием, ее жанр можно определить, как “слово пастыря”, – это тематически организованные проповеди, которые объединены в главы, само называние которых говорит о традиционности жанра. “Иерихон”, “Самсон и Вартимей”, “Крестный ход из Иерихона в Иерусалим”, “Горящие снопы”, Таинственный “Удерживающий” и пр. – история России рассматривается сквозь призму Библейской истории, все, что происходит в наши дни, раскрывается в свете Апокалипсиса и древних пророков. И в этом свете “все тайное становится явным” – все, что мы переживаем в наши дни, получает четкое определение – “тайна беззакония в действии”.

Низкий поклон батюшке за то, что он все называет своими именами, прослеживает тончайшие связи между событиями и делает самоочевидный вывод: “мирное время” после Второй мировой войны, время “локальных конфликтов” – это просто-напросто “вялотекущая” Третья Мировая Война… Вряд ли можно считать ненамеренной тихую оккупацию всего Христианского мира… Америка стоит перед теми же проблемами. Ее белое население уже подходит к той черте, за которой может стать угнетаемым своим чернокожими и латиноамериканскими представителями, как недавно случилось с белым населением в Южной Африке. Трагедия Америки может быть еще более ужасной, такие же события происходят в Европе…”

Это высказывание демонстрирует то, что нам кажется в книге самым важным – ломаются стереотипы мышления. Один из них – “все зло от Америки”, второй (и это еще более важно и злободневно): “Россию спасут православные патриоты”. Я не знаю биографии отца Александра Круглова, но он явно хорошо осведомлен о реалиях нашего патриотического движения. Из всей его истории последних пятнадцати-двадцати лет автор “Последней войны” делает, казалось бы, парадоксальный вывод: именно патриоты и могут подготовить приход “человека беззакония”. Почему? В ответе на этот вопрос батюшка ставит глубокий пастырский диагноз того духовного состояния, в котором пребывают многие патриоты в последние годы. “В патриотизме они получали такой наркотический восторг от единения с “мистическими сферами”, о котором раньше не могли помышлять…, хитроумное зло с самого зарождения патриотического движения лукаво скрывало себя в самой патриотической среде. Оно же стало главной разрушающей силой. И сами разрушители чаще всего этого не сознавали… Жажда остроты ощущений избранности и опасности притягивает к запретным тайнознаниям, электризующим истощенную душу…, происходит раздвоение личности. В кругу своих – это патриот из патриотов…, но в нужный момент в голове срабатывает некий “переключатель”, и искренний минуту назад собрат мгновенного становится так же искренне заклятым врагом”.

Отец Александр объясняет причину того, от чего происходят такие подмены: “Брань с людьми-демонами – средоточием “тайны беззакония” – удел немногих избранников Божиих, гигантов духа, усмиривших многими трудами и великими скорбями немощь своей плоти. Их суровое воительство – не для всякого, только и научившегося, что читать запрещенные книжки… Нередко у патриотов, легкомысленно вкусивших мистического плода тайнознаний, от постоянных страхований, нервных и психических перегрузок… начинаются невыносимо томительные мучения – “круги ада”!”.

То, что происходило и происходит с нашим патриотическим движением, по мысли отца Александра особенно наглядно подтверждает, – спастись в наше время можно, только ограждая себя постоянной молитвой, и не теряя настоящей церковной жизни. Стоит только заменить исповедь и причастие, ежедневное совершение молитвенного правила и неукоснительное соблюдение воскресных и праздничных дней борьбой с силами зла, как эта борьба оборачивается против самих же борцов. В этом одна из главных особенностей Последней войны – суметь обмануть человека, ввергнуть его в самообман, чтобы через это он мог обманывать других.

Из всей почти восьмисотстраничной книги особенно удачной с точки зрения подачи материала (формы обращения к читателю) представляется глава двадцать вторая, которая называется “Кощей бессмертный”. Через сюжет и образы известной русской сказки проясняется наше прошлое, настоящее и будущее. Процитируем главные положения из этой главы: “Иван-Царевич – собирательный образ русского народа, который нередко сам себя истреблял во мраке духовного ослепления. Только слепотой можно объяснить, например, ожесточение кровавых княжьих и народных междоусобиц, революций и перестроек” – это о прошлом.

О настоящем: “Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так у России всегда было много врагов, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный тот, кто убивает насмерть!”

О будущем: “С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем – Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-Царевичем… наконец, царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны, Видно чувствовал, что добром это для него все равно не кончится. И не ошибся.

В сказаниях Иван-царевич был воскрешен… Точно так же происходит каждый раз возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются на первый взгляд давно умершие части царства. Это – первое чудо. Невидимое и почти невероятное воскрешение погибшего народа. Святость веры помалу оживляет мертвые от греха души людей… Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного Русского царства”.

Книга Последняя война, несмотря на то, что в ней немало страниц, леденящих ужасом душу – от описания тех изуверств и жестокости, которые сейчас происходят, и от предположений о еще большем ожесточении людей, которое грядет, – все-таки в целом можно назвать оптимистической. В том смысле, в котором оптимистичен Апокалипсис.

Через всю книгу проходит убеждение, высказанное уже на первых ее страницах: “Надо выделить для себя два одновременно происходящих процесса – духовную деградацию большинства представителей правящего класса и достаточно значительной части народа и возмужание пусть немногих, но сохранивших верность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Исход катастрофических событий зависит от тех немногих, которые своей верностью, жертвенностью и бесстрашием преображают все остальное падшее общество”. В книге постоянно присутствует пусть так и неназываемый, образ Китеж-града: “Видимая, живущая в пространстве и времени плоть русского царства трагически погибла, но его душа, духовно единая с Вечным Царством, сохранилась в незыблемости. Невидимый и могучий царский дух народа России и сейчас все еще сохраняет хрупкое государственное равновесие в современном мире”.

Оптимизм выводов, которые звучат в конце книги Последняя война, для человека неверующего может показаться парадоксальным, – ведь перед этим описываются адские тонкости, ведущейся с нами, идеологической, психологической, мистической войны, – все они могут ввергнуть в уныние, сковать душу страхом.

Но, как известно, источник самого большого страха и уныния – это когда враг не видим, не узнан, не назван. А, когда “тайное стало явным”, когда “враг не приходит как тать в нощи”, когда к встрече с ним готовятся, то остается, вспомнить слова Господа: “Не бойся, малое стадо!” и, главное, не замкнуться в своем одиночестве, а искать единения с Христовым воинством.

“Одновременно с вражьим вторжением идет иной процесс, который хоть и не стал еще переломным в судьбе России, но многое видимо склоняется к тому… На языке военной науки, на Русской земле происходит постепенное формирование двух непримиримых армий. С одной стороны становятся все заклятые враги Христа и России. Их щедро подкармливает мировое зло, они динамичны, развязны, сыты. С другой стороны идет построение светлого Христова воинства. Его выстраивает и оберегает до времени неизбежной решительной битвы Сам Господь наш Иисус Христос. Его воинство обычно неброско, более скромно и по виду, и физически. Вся наша сила состоит в великом сокровище – Вере Православной. И наша сила в немощи совершается!”
Людмила Ильюнина, “Русская линия”, 14.04.2005 

Книгу “Последняя война” можно прочитать в Библиотеке портала ХРОНОС: всемирная история в интернете :

http://www.rummuseum.ru/lib_k/krglv00.php

Николай Леонов: "Москва: город-мученик (размышления жителя столицы)"

 

      За свою 850-летнюю историю МОСКВА  познала столько горя и страданий от иноземных врагов и своих бестолковых властей, что по этому печальному показателю с ней не может сравниться ни одна другая столица мира. Ее многократно сжигали дотла то свирепые ордынцы, то цивилизованные французы. Годами здесь бесчинствовали ляхи, стремившиеся окатоличить Россию. Гитлер вообще намеревался стереть ее с лица земли. Не было любви к Москве и у своих властителей. Петр I лишил  ее статуса российской столицы, выстроил свое «окно в Европу» на топких берегах Невы. Больше двухсот лет  прожила Москва на положении нелюбимой старой родственницы. Писатель-революционер А.Герцен-полунемец-полурусский презрительно называл ее «большой деревней». Россия натужно подлаживалась под европейский лад, а Москва оставалась хранительницей русского духа, православных ценностей, традиций гостеприимства. Москву называли городом «сорока сороков» намекая, что в городе было более 1600 православных храмов. Островерхие колокольни, вкупе с башнями Кремля создавали неповторимую красоту городской панорамы, определили особый московский стиль архитектуры.

         Наступил сатанинский ХХ век и посыпались на древний град  одна беда за другой. Спасаясь от угрозы кайзеровской армии, взявшие власть большевики спешно бежали в Москву, превратив ее в столицу. В гражданскую войну Москва не раз становилась ареной боев. Из пушек палили и по Кремлю и по другим историческим памятникам. Красная площадь стала кладбищем и для белых и для красных. Когда утихла братоубийственная война, начали авангардисты и модернизаторы перекраивать и заново шить древний город. Без жалости вырубили Садовое кольцо, заносчиво полагая, что сплошная асфальтовая лента станет посадочной площадкой для аэропланов. Снесли Храм Христа Спасителя – памятник в честь победы над Наполеоном, взорвали сотни других шедевров зодчества.  Лепили из бетона и стекла модернистские прямоугольники. Мрачным домом-памятником той поры остался Дом на Набережной, все жильцы которого сгинули в застенках  ОГПУ.

        В 1991 г. Россия дала полный ход назад в капитализм, с которым вроде бы попрощалась в 1917 г.  И снова началось глумление над городом. «Новые русские» посчитали Москву своим военным трофеем, отнятым у анемичных коммунистов. В мгновение ока приватизаторы захватили все, что вчера считалось общенациональной собственностью. Начался бешеный бег за право стать собственниками недвижимости, земельных участков. В ход шло все от подкупа столичных чиновников до кровавых драм в борьбе за городское имущество. За 20 лет все было растащено, а вся свободная земля застроена. Недвижимость считалась самым надежным вложением капитала. Никого плана застройки города не было, всем было наплевать на экологию, никто не думал о проблемах транспорта или системах жизнеобеспечения. Хватай как можно больше и как можно скорей – таков был девиз новых хозяев города.

          Запыхавшиеся от торопливого пережевывания упавшего в их руки богатства, «новые русские» только в 2010 году впервые опешили, глядя на изувеченный город: «Чего мы натворили, братаны!». Москва стала негодным городом для проживания не только нормальных людей, но и самих «братанов». Транспортные потоки замерли на московских улицах, совершенно не подготовленных для  выросшего в десять раз количества автомашин. Московский воздух в двадцать раз больше насыщен вредными для человека выбросами, чем это допустимо по норме. 2-2,5 миллиона жителей Подмосковья ежедневно едут на работу в Москву, заполняя все въездные шоссе, мучаются в переполненных электричках. Цены на продовольствие в Москве самые высокие в России и почти вдвое выше, чем в Европе. Город стал  логовом преступности, коррупции, чиновничьего произвола . В октябре 2010 убрали, наконец, главного «пахана», поставили нового свежего человека, явно растерявшегося перед бездной запущенных проблем. Поговорка в таких случаях гласит: «Куда ни кинь- всюду клин».Не долго думая, в желании показать свою решимость, громогласно было сказано, что главная беда – это «транспортные пробки». И начались поиски путей ликвидации этих «пробок». Появились запреты на парковку автомобилей на улицах, заговорили о расширении некоторых московских улиц, о строительстве очередных транспортных колец,  подземных гаражей и пр. Чего только не придумают чиновники, если им дадут команду сверху. Салтыков-Щедрин в свое время писал не без иронии: «Если русские не выдумали пороху, то только потому, что  не было дано указания».

          Однако почему-то все умственные метания чиновников сводятся к одному принципу: «чтобы и волки были сыты и овцы целы». Они готовы строить в городе двух-, трехярусные дороги, чтобы только оставить все как есть. Москва будет хиреть и чахнуть, пока не станет всеобщей душегубкой.

          Пока только одна общественная организация «Бородино 2012» предложила наиболее перспективный стратегический план – Москву надо разукрупнять. Следует немедленно прекратить всякое новое строительство в столице, она и без того перенасыщена зданиями. Давно пора подумать о создании рабочих мест в  Подмосковье, чтобы избавить людей от мучений с ежедневными поездками в Москву. Люди должны жить недалеко от работы, тогда и автомагистрали станут  более свободными. Для частных фирм надо создать такой налоговый режим, чтобы им было выгоднее создавать свои офисы в Орле, Рязани, Иванове, а не скапливаться в Москве. Китайский опыт на этом и построен. Федеральные структуры, которым не обязательно ютиться в Москве, могут быть выведены в другие города. Уехал, например, Конституционный суд в Санкт-Петербург и ничего не случилось. Современные средства  связи столь эффективны, что этот путь более чем перспективен.

          Таким путем, мы не только избежим ненужной и даже вредной траты огромных средств на дальнейшее бессмысленное наращивание транспортной инфраструктуры в Москве, но и оживим жизнь в  пустеющих регионах Центральной России, а заодно очистим атмосферу в Москве и улучшим условия жизни москвичей.

Николай Сергеевич Леонов, генерал-лейтенант, доктор исторических наук, один из учредителей РОО “Бородино-2012”.

Святая преподобномученица Вера, послушница Страстного монастыря,память 13(26) февраля

На фото: Послушница Вера Морозова. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год

Преподобномученица Вера (Вера Семёновна Морозова)родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.

28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами. О послушнице Вере там было написано, будто она говорила: «У власти стало замешательство, выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а нам теперь на самом деле приходится собираться в подвалах, чтобы никто не знал. Священников всех пересажали и скоро будут арестовывать верующих. Поэтому надо нам чаще собираться и усерднее просить Бога, чтобы Он скорее большевикам послал конец».

На основании этого лжесвидетельства начальник Свердловского районного отделения НКВД города Москвы Белышев 14 января 1938 года испросил санкцию на арест Веры Семеновны Морозовой у заместителя начальника НКВД по Московской области Якубовича и получил ее уже на следующий день. Послушница Вера была арестована 16 января и сразу же допрошена.

– Кто из монашек Страстного монастыря в данное время проживает в Москве? – спросил ее следователь.
– Кто в данное время проживает в Москве из монашек Страстного монастыря, я не знаю, – ответила послушница.
– Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности. Признаете себя в этом виновной?
– Я виновной себя в антисоветской деятельности не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вели антисоветскую агитацию. Признаете себя в этом виновной?
– Я никогда и нигде антисоветской агитации не вела.
– Вы высказывали враждебное отношение к руководству партии и правительства. Вы подтверждаете это?
– Нет, я враждебного отношения к руководству партии не высказывала.

Поскольку послушница Вера категорически отказывалась признавать себя виновной, то в качестве свидетельницы была привлечена рабкор, в тридцать девять лет заслужившая от советской власти персональную пенсию, жившая на Тихвинской улице в том же доме, где жили монахини и послушницы. Она показала, что «к Морозовой ходило много людей социально чуждых, а именно попы. Неоднократно собираясь вместе, вели какие-то разговоры, для меня неизвестные. Морозова неоднократно в моем присутствии заявляла, что к ней много людей приезжают из колхозов, которые все недовольны коллективизацией. “Это и понятно, сейчас везде крестьяне голодают. Вообще жить стало народу тяжело, в магазинах ничего нет, кругом стоит дороговизна. Но это все так и должно быть по Божьему Писанию. Бог нам послал такую власть за грехи, совершенные народом”. После ареста группы монашек, проживавших вместе с ней, она ходила и распускала слухи, что ни за что арестовывают».

21 января следствие было закончено. 21 февраля тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу. Послушница Вера Морозова была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Использован материал книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 264-266

Страница новомученицы в Базе данных ПСТГУ: монахиня Вера (Морозова)(http://new.pstgu.ru/news/martir/2010/02/26/18979/).

Святая преподобномученица София, послушница Страстного монастыря, память 15 (28) февраля

Картинка 2 из 9

На фото:Послушница София Селиверстова. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год

Святая София(София Памфиловна Селиверстова) родилась 17 сентября 1871 года в селе Изноира Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила Селиверстова. Когда Софии исполнилось десять лет, у нее умерла мать, и отец девочки отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной затем в монастырь. В приюте она прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, поступила в прислуги и одновременно обучалась на дому рисованию. В этом искусстве София достигла заметных успехов.

В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее игумении. Послушанием Софии в монастыре стало обучение монахинь рисованию.

В 1921 году София была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. Впоследствии, в 1933 году, она обратилась с жалобой по ВЦИК и была в правах восстановлена.

В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома.

В феврале 1938 года осведомители, жившие в этом же доме, направили в НКВД донесение, будто София говорила: «Честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей. Но это все нам Бог послал за грехи. За нас теперь больше всех приходится страдать нашим защитникам — священникам, на которых сейчас идет гонение». Они написали, что такие контрреволюционные разговоры София ведет среди окружающих открыто и на одном из сборищ монахинь говорила: «Выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а на самом деле нам теперь приходится собираться в подвальных помещениях, чтобы никто не знал.

Вызванные на допрос осведомители подтвердили свои показания и в качестве свидетелей. 22 февраля 1938 года послушница София была арестована и заключена под стражу в 13 отделение милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.
— На одном из сборищ арестованных монахинь вы говорили, что честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей, и что священникам приходится страдать, на них сейчас гонение. Признаете ли вы себя в этом виновной? — спросил следователь.
— Не признаю. Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.
— До ареста в 1937 году монахиня Страстного монастыря Павлова, жившая вместе с вами, проводила контрреволюционную агитацию, говоря, что в колхозах умирают с голода, и вы в этом разговоре ее поддержали. В момент процесса нал бандой троцкистов вы сожалели, что их расстреляли, и при этом высказывали антисоветские настроения, что невинные люди погибают. Признаете ли себя в этом виновной?
— Таких разговоров я не слышала от Павловой. Сожаления по поводу расстрела банды троцкистов не высказывала и виновной себя не признаю.

На этом допрос был закончен. 25 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница София Селиверстова была расстреляна 28 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года преподобномученица София была прославлена к общецерковному почитанию в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

При подготовке материала были использованы:

  1. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Книга I (Январь-май). // Под общей редакцией Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь, изд-во “Булат”, 2002.
  • http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans – БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

[1]  ныне Саратовская о., Екатериновский р.

(Материалы информационно-аналитического портала Саратовской епархии “Православие и современность”)

Молитва по соглашению каждую субботу с 14.00 до 16.30

Молитва по соглашению каждую субботу с 14.00 до 16.30 

 
РОО «Бородино-2012″ – инициатор молитвенных стояний у кинотеатра «Пушкинский» на месте разрушенных святынь Страстного монастыря и крестных ходов по Бульварному кольцу Москвы. 
Обращаемся ко всем православным молитвенно поддержать нас в делах по восстановлению Страстной обители, храма Похвала Пресвятой Богородицы и памятника императору Александру III у Храма Христа Спасителя и других разрушенных святынь!  

Утверди, Боже, Святую православную веру , веру православных христиан!

Воспоминания монахини Адрианы (Малышевой), насельницы подворья Пюхтицкого монастыря в Москве, о Страстном монастыре.

Монахиня Адриана (Малышева)Когда маленькая была, мы с мамой все ходили в Страстной монастырь, пока его не сломали. И там было удивительное распятие: деревянная скульптура распятого Христа в натуральный человеческий рост. До ноготочков на ногах как живой! Я шустрая была, и начинаю по монастырю бегать, но почему-то как только к этому распятию примкну – все, устроюсь у Его ножек, и эти ноготочки все перебираю. И монахини маме говорят: «Нина Николаевна, пусть девочка у нас ночует, чтобы ей не мучаться, не ждать, мы ее в 7 утра причастим. И мама так несколько раз меня оставляла.

Так вот Спаситель вошел в мою жизнь, и где бы я ни была, что бы ни делала, я все время Его чувствовала и вспоминала… Потом Страстной монастырь взорвали, ничего не осталось, монахинь куда-то разогнали. А я после войны иногда заходила в храм около Рижского вокзала. Называется он «Знамение Пресвятой Богородицы», но там мощи мученика Трифона, и все больше его «Трифоновским» называют. Там акафист мученику Трифону, мне очень нравилось, что все прихожане в конце службы вечером сбивались в одно место, где его мощи, и пели акафист.

И вот зашла туда как-то, смотрю – нет акафиста. Спрашиваю «Что такое?» Мне говорят: «А сегодня акафист Кресту, в другом приделе». Я пошла туда, наклонилась приложиться ко Кресту и вдруг вижу эти ноготочки… Я голову кверху подняла – Боже мой! – это то самое Распятие, из моего детства! Спрашиваю: «Это из Страстного монастыря?» Они так обрадовались: «Мы пишем историю наших святынь, а откуда Распятие, не знаем. Вы точно подтверждаете?» Я говорю: «Точно. У него даже запах остался». Такой чудесный тонкий аромат розового масла. У меня сразу чувство такое было: «Зовет, зовет Спаситель».

Но я все работала тогда. А тут еще у однополчанина одного сын ушел в семинарию и стал монахом. Мы с его матерью поехали к нему в гости. Он приход получил в Ярославской области, в каком-то захолустье под Угличем. Деревня – видно, когда-то была богатая, хорошая, вдали виден храм. Тихо, пусто. Избушка стоит. Заборчика даже нет. Во дворе колодец. Вдали что-то похожее на туалет. – «Это твой дом?» (А у них квартира в Ленинграде шикарная, трехкомнатная…) «Да», – говорит, и улыбается, глаза такие глубокие, вдумчивые. Зашли. Там одна комната, терраска. Видно, бедная семья какая-то жила. А потолок весь в щелях, из щелей пакля даже висит. И, представляете, вместо какого-то ужаса, несогласия, меня вдруг такой восторг охватил. Думаю: «Господи, какую же веру надо иметь!» И тут впервые подумала: «Господи, пошли мне такую же веру, как у него!»

Утром мы пошли к нему в храм. Он служил. Я себе там купила крестик, который ношу до сих пор. И вот с тех пор я ездила по монастырям, как только у меня отпуск. Посетила почти все возможные монастыри. И когда я оттуда уезжала, у меня все время было такое чувство, что нужно вернуться, что это моя жизнь. У жены моего духовного отца, который у меня к тому времени, уже появился, в Финляндии была подруга. Она в Хельсинки в храме и просфоры пекла, и церковница она, и регент она. Священников туда присылали, как в командировку на три месяца служить. Я с ней познакомилась и очень она мне понравилась. Ходит от подсвечника к подсвечнику, будто не идет, а как конькобежец, скользит. Глаза такие ясные, необыкновенные. Думаю: «Господи, есть еще такие люди на свете!» И я ей рассказала, что в детстве, когда я в Страстной монастырь ходила, то монахини мерили на меня клобук. Она говорит: «Да?» – так серьезно. «Вы знаете, – говорит, – что есть у нас поверье, что если хоть один раз человек клобук наденет, то он будет в монастыре». Я так расхохоталась!

Так и разрывалась между работой и монастырями. И вдруг заболеваю тяжело – заболевание позвоночника, которое не лечится… Ушла на пенсию. И в это время приезжает в Москву моя приятельница, с которой мы вместе раньше по монастырям ездили. Она уже к тому времени стала послушницей в Пюхтице. Было решение Моссовета выделить какой-нибудь храм для организации здесь подворья Пюхтицкого монастыря. Ее и послали сюда, чтобы она помогла с оформлением бумаг. Она мне говорит: «Давай помогай!» Я уже не работала и ездила с ней везде по инстанциям. Наконец, дали маленькое помещение на Рождественке. Храм долго не отдавали, его архитектурный институт занимал, а дали маленький этажик. Поселились там она и еще две девочки из Иванова. Это все было уже 11 лет назад.

Стала и я к ним приезжать, помогать. А на выходные уезжала к себе домой. Потом они посадили меня на улицу перед храмом – книжками торговать. Тогда это было в новинку, 11 лет назад. И я продавала православную литературу. Вот так платок надвинула, чтобы никто меня не узнал. Потом перестала стесняться. На Рождественском бульваре сплошные были офисы, банки – они все лопнули потом. И вот идет толпа мимо меня. И никто не может пройти мимо – это все интересно, еще в новинку. А я им еще и рассказываю. Торговля пошла очень хорошо. И матушка настоятельница захотела меня посмотреть, какая я такая. И, видимо, решила меня не отпускать. И вот потихонечку, потихонечку… так вот пять лет назад меня и постригли. Вот так я стала Адрианой.

Использованы материалы с сайта http://sretenie.paskha.ru/

21 ноября 2010 г. – фоторепортаж о молитвенном стоянии и крестном ходе вокруг территории Страстного монастыря

Читаем акафист Архангелу Михаилу

За молящимися – митинг в поддержку журналистов.

С нами – хоругвеносцы во главе с Л.Симоновичем-Никшичем

 

 

После пения акафиста – крестный ход  вокруг территории бывшего Страстного монастыря и места первоначальной установки памятника Пушкину в 1880 г.

НОВЫЕ СУДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ

Пушкинская площадь«Ведомости» сообщают о новых инициативах нового мэра. Как они отразятся на судьбе Пушкинской площади.

Площадь Собянина
Сергей Собянин лично будет курировать инвестпроекты в Москве. Он создал и возглавил градостроительно-земельную комиссию, первым решением которой стала отмена инвестконтракта по реконструкции Пушкинской площади.

 Мэр Собянин распорядился создать под своим председательством градостроительно-земельную комиссию, которая будет рассматривать действующие инвестконтракты и предложения девелоперов, рассказал источник в мэрии. До сих пор эти вопросы находились в ведении главы стройкомплекса Владимира Ресина — он возглавляет комиссию по вопросам градостроительной политики, землепользования и застройки (занимается подготовкой проектов решений правительства в области градостроительной деятельности).

На первом заседании комиссии, которое прошло вчера, московские власти решили разорвать инвестиционный контракт на реконструкцию Пушкинской площади, рассказал источник в мэрии. «Город пересмотрит проект реконструкции Пушкинской площади, от первоначального решили отказаться полностью», — сообщил заместитель мэра Москвы Юрий Росляк.

Работы на Пушкинской площади столичные власти приостановили еще месяц назад — «в связи с протестами жителей». По распоряжению столичного правительства от 1 декабря 2004 г. инвестор проекта — ОАО «ТДЦ «Тверской». 62% этой компании принадлежит турецкой MNG Holding, 30% — департаменту имущества Москвы, 8% — ООО «Бизнес профессионал». ОАО должно было построить под площадью тоннель (это часть проекта «Большая Ленинградка»), торгово-досуговый центр (96 500 кв. м) и парковку на 850-1000 машино-мест. Заявленный объем инвестиций в проект был около $150 млн. Работы должны были закончиться в 2007 г., позже сроки продлили до 2009 г., но работы фактически так и не начались. По словам источника в мэрии, инвестор успел лишь начать археологические раскопки и исследовать подвалы близлежащих домов.

Сейчас, по словам Росляка, столичные власти займутся урегулированием взаимоотношений с инвестором. Он надеется решить их «путем переговоров». Городу придется выкупить у прежнего инвестора техническую документацию, чтобы доработать в соответствии с новым проектом.

Связаться с московским представительством MNG Holding и ОАО «ТДЦ «Тверской» не удалось.

В головном офисе MNG Holding вчера не смогли сказать, сколько потрачено на проект реконструкции Пушкинской площади (в Турции праздники).

Росляк говорит, что теперь город планирует построить под площадью два транспортных тоннеля, паркинг и подземный переход, также будет расширен Пушкинский сквер. Торгово-досугового центра не будет, но планируется продуктовый магазин шаговой доступности, который останется в городской собственности. Транспортную развязку город собирается построить за свой счет — уже в 2011 г. начнется перекладка инженерных коммуникаций, а затем прокладка двух тоннелей под Тверской улицей. Объем инвестиций неизвестен, так как техническая документация еще прорабатывается, сказал Росляк. После организации бессветофорного движения город может выставить на аукцион часть подземного пространства для строительства паркинга и пешеходной зоны.

Паркинг — не торгово-развлекательный комплекс. Доходность при строительстве паркингов низкая, поэтому без поддержки серьезных партнеров, например ЕБРР, инвестирующего в инфраструктуру, привлечь инвестора в такой проект будет трудно, считает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. По его словам, строительство одного машино-места обойдется минимум в $110 000, а окупаться оно будет не менее 10 лет.

Новая комиссия Собянина не собирается проводить ревизию всех инвестиционных контрактов в городе, утверждает источник в московском стройкомплексе. Пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова сказала, что на комиссию «в плановом порядке будут выноситься первоочередные вопросы к обсуждению». На вчерашней комиссии также рассматривалось строительство гостиницы на пересечении Тверской улицы и Страстного бульвара, административно-делового центра на Профсоюзной улице, гостинично-делового центра на ул. Василисы Кожиной.

Бэла Ляув
Антон Филатов
Ведомости 19.11.2010, 219 (2737)

Коммернатий МГО ВООПИиК:

Слава Богу, лужсковские подземные дворцы построены не будут (может быть). Однако, что же всё-таки делать с площадью. МГО предлагает восстановить на площади монастырь и, хотя бы отчасти, возродить её старый облик: вернуть Пушкина на прежнее место – как минимум.

Материал с сайта МГО ВООПИиК

Геннадий Сальников: "Проблемы Москвы нужно решать на федеральном уровне".

 В ближайшее время мэр г.Москвы С.С.Собянин будет рассматривать вопрос о судьбе Пушкинской площади. Должны состояться публичные слушания в рамках Общественного градостроительного совета при Мэре Москвы.

Турецкая фирма «ТДЦ Тверской» пытается склонить московские власти к решению в том числе проблемы пробок на транспортных артериях города путем реализации своего проекта по постройке тоннелей на месте стены Белого города и Тверского бульвара-памятника, подземного торгово-развлекательного комплекса под Новопушкинским сквером, а также подземной  стоянки машин на историческом месте Страстного монастыря, уничтожив захоронения и фундаменты древних построек.

Судьба ансамбля Пушкинской площади сейчас зависит от общественного мнения. Организация “Бородино-2012” на месте разрушенных алтарей молится уже пятый год о возрождении Страстной обители и проводит крестные ходы по Бульварному кольцу по фундаментам стен Белого города.

Что касается болевых точек  Москвы (пробок, плохой экологической обстановки) – ни один мэр не улучшит ситуацию в столице созданием одних лишь парковок. Такие вопросы должны решаться на федеральном уровне.

Для того, чтобы сделать столицу жизнеспособной, необходимо разгрузить Москву. Нужно возродить малые города и города исторической значимости, создавая в них рабочие места. Тогда в сознании людей укрепится мысль, что жить в Москве непрестижно.

По роду своей деятельности я многократно посещал Японию, Китай, США,  Западную Европу. Там проблема пробок решается. Причем в ряде стран государство или частные фонды берут на себя инициативу по сохранению исторического облика зданий, вкладывая немалые средства.
Организация “Бородино-2012” приглашает  общественность к разговору о том, как справиться с наболевшими проблемами Москвы, используя опыт  других стран, при этом учитывая нашу самобытность.

Времена повторяются. В идеологическом плане сейчас 1610 г., когда каждому дана свобода выбора: идти по пути к Богу или в противоположную сторону.

На 2012 год мы смотрим как на поворотный год в истории России, как возможность сбросить оцепенение, обращаясь к своим истокам и созидая настоящее.

Благодарность Президента «Бородино-2012″

Президент РОО «Бородино-2012″ Г.П.Сальников выразил благодарность Владимиру Скрыпнику, Владимиру Вишневскому, Илье Новикову за большую помощь в работе общественной организации.

   Особая признательность высказана в адрес Олега Филатчева за многолетнее участие в крестных ходах по Бульварному кольцу, а также за высокий профессиональный уровень: взятые Олегом интервью для «Портала-credo.ru» не искажены, в них соблюдена нужная тональность ,и полностью отражена точка зрения Г.П.Сальникова.

  «Если в наших рядах такие люди – значит у нас есть будущее», – сказал Президент организации «Бородино-2012″ .

(Пресс-служба «Бородино-2012″, 15.11.2010 г.)

13 ноября 2010 г.прошли молитвенное стояние и сбор подписей за возрождение Страстного монастыря

В субботу 13 ноября 2010 г. у памятника А.С.Пушкину на Пушкинской площади состоялось впервые официально разрешенные московскими властями стояние православных и сбор подписей за восстановление Страстного монастыря на Пушкинской площади. В стоянии помимо РОО «Бородино-2012″ также приняли участие: глава Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств РПЦ МП Леонид Симонович-Никшич, сотрудник Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и Общества РПЦ МП Максим Марков, лидер Молодежного православно-патриотического движения «Светлая Русь», ответственный за молодежную работу Покровского благочиния Москвы Игорь Мангушев.

  Ранее Общественной организацией «Бородино-2012″ было собрано более 50000 подписей в поддержку возрождения древней обители.

  Это историческое место столицы, где расстилаются ковровые дорожки для красавиц всего мира во время проведения кинофестивалей , где проводятся митинги различных политических партий, хранит в себе фундаменты древнего Страстного монастыря, слои древних Белого города и Земляного города.

   В последнее время вновь активизировалась турецкая фирма «ТДЦ на Тверской», вскормленная бывшим мэром г.Москвы Ю.М.Лужковым, которая намеревается воплотить в жизнь свой проект строительства подземного торгово-развлекательного комплекса под Новопушкинским сквером.

   Напомним, что Общественной организацией «Бородино-2012″ совместно с группой архитекторов Комиссии «Старая Москва» разработан проект по восстановлению естественного облика Пушкинской(бывшей Страстной) площади с восстановлением монастырской колокольни и переносом памятника Пушкину на прежнее место.

   Общественная организация «Бородино-2012″ с надеждой смотрит в будущее. Радуют первые шаги С.С.Собянина по расчистке города от убогих торговых палаток.

  Надеемся, что обретение в недавнее время надвратных икон – Спасителя на Спасской и свт.Николая Чудотворца на Никольской башнях Московского Кремля – является началом духовного возрождения столицы и «началом славных дел» нового московского мэра. 

(Пресс-служба РОО «Бородино-2012″ ,13.11.2010 г. использованы фото http://blogs.mail.ru/list/novikovil/?from=otvet_privat)

Московский женский монастырь во имя Страстной иконы Божией Матери

История

Монастырь был построен в 1654 году царем Алексеем Михайловичем во имя Страстной иконы Божией Матери, от которой он и получил своё название, у стоявшего с 1646 года храма Страстной Богоматери, куда эта икона была перенесена по повелению царя Михаила Феодоровича из нижнегородского имения князя Лыкова – села Палицы.

13 августа 1641 года её торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она ещё называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел «возградить церковь камену», во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной «девичий» монастырь.

В 1778 году обитель сгорела и в 1779 году по повелению Екатерины II была возобновлена.

В 1812 году при нашествии французов игуменья Страстного монастыря Тавифа с сёстрами оставалась в монастыре, 3 сентября неприятели ворвались в соборную церковь и ограбили её. У св. ворот расстреляли 10 человек, тела их висели трое суток. 4 сентября ворвались в обе церкви и все в них ограбили. Нижнюю церковь обратили в магазин, в келиях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё не пускали. Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.

К 1907 году в монастыре были следующие святыни: “В соборе: чудотворная Страстная икона Божией Матери и две иконы, писанные на стенах, Боголюбской Богоматери и Иоанна Воина. Иконы эти во время пожара, бывшего в 1778 году, остались невредимы от огня, тогда как весь собор выгорел. Налево, в галерее, в часовне хранился местночтимый крест с изваянием в натуральную величину Распятого на нем Христа.

У южных входных дверей храма находится глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в серебряной вызолоченной гробнице (принесена в дар кн. Ел. Дим. Цициановой в 1841 году).

Монастырь владел до революции 194 дес. земли и получал из казны 337 руб. 43 коп. При деревне Коськовой Дмитровского уезда имелся хутор, на котором проживало 28 сестёр. В монастыре: игумения, монахинь 55, послушниц 26 (кроме вышеупомянутых 28-ми). Монастырь славился прекрасным хором и замечательными рукоделиями монахинь.

После революции

В начале 1919 года кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом.

30 марта 1919 года Страстной монастырь был упразднён.

В 1922 году его захватили обновленцы, устраивавшие здесь между собой безобразные скандалы.

В июне 1924 года в нем ещё жили 204 монахини — и студенты “Коммунистического университета трудящихся Востока”.

В апреле 1928 года его помещения были переданы Центроархиву. Окончательно монастырь ликвидирован в 1928 году.

В начале 1929 года монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей – ЦАМ.

В начале 1930-х годов, по рассказам, в монастырь была привезена огромная деревянная позлащённая корона, украшавшая до революции церковь Воскресения в Барашах, и сброшена во дворе. Потом она пропала без вести.

В 1931 году площадь из Страстной переименована в Пушкинскую. Страстную икону монастыря удалось перенести при закрытии в поныне действующую церковь Воскресения в Сокольниках; местночтимый крест – в церковь Знамения в Переяславской слободе.

В 1937 году все здания монастыря были снесены и площадь расширили до современных пределов. Здесь в течение многих лет под пролетарские праздники и Новый год устраивались народные гулянья, базары, ёлки, аттракционы. Танцы и веселье продолжались до глубокой ночи.

В 1950 году посреди площади устроен сквер с фонтанами и клумбами и сюда передвинут памятник Пушкина (на место колокольни), стоявший напротив в начале Тверского бульвара.

В 1961 году архитектор Ю. Н. Шевердяев выстроил кинотеатр “Россия” в восточной части бывшей монастырской территории, при этом были сломаны последние небольшие остатки строений обители.

Сразу за кинотеатром стоит поныне дом, с внешней стороны которого проходит Малый Путинковский переулок. Ранее дом принадлежал Страстному монастырю.

21 марта 1990 года монастырю Оптина пустынь передан большой колокол из музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был отлит 260 лет назад по указу императрицы Анны Иоанновны и принадлежал, по мнению знатоков, Страстному монастырю. Колокол весит 193 пуда и обладает уникальным звучанием.

26 августа 2006 года на Пушкинской площади состоялся молебен о возрождении монастыря. На состоявшемся после крестного хода собрании была создана община Страстного монастыря. Молебен о восстановлении женского Страстного монастыря будет совершаться еженедельно по субботам с 14 до 15-00 возле памятника Пушкину.

Монастырские храмы

К 1917 году в монастыре было 3 храма с 7 престолами.

Собор Страстной иконы Божией Матери

Находился посреди монастырского двора. Построен в 16411646 годах ещё до основания монастыря.

Перестроен к 1692 году. Во вновь выстроенный собор для всех трёх престолов антиминсы выданы в 1692 году. Наверху придел Нила Столобенского, устроенный в 1899 году, в боковой галерее вдовой протоиерея Нила Воронцова, служившего в соборе 46 лет. Внизу придельная церковь Михаила Архангела, освящена в 1690 году. У неё приделы: Николая Чудотворца 1692 года, и на правой стороне в светлой галерее св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, освящённой митрополитом Филаретом в 1844 году. Работа архитектора М. Д. Быковского для Страстного монастыря началась в 1843 году с отделки интерьера придела Анастасии в зимней церкви. Тут же у дверей покоилась её глава в раке.

Собор большой, пятиглавый, с ходовою папертью. Иконостас в нем новейшего устройства. Стены расписаны в 1870 году.

Храм Алексия, человека Божия

Находилась во втором ярусе колокольни.

Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским в 18491855 годах на месте старой (1697 года, освящённой в 1707 году). Церковь освящена 24 октября 1855 года. Под нею монастырские ворота. Церковь была в высоком четверике под часами с хорошим ампирным иконостасом и стенописью середины XIX века, с хорами и алтарём, выходящим внутрь монастыря, на собор.

Храм Антония и Феодосия Печерских

Находился при трапезной монастыря.

С 1855 года монахини трапезовали при колоколенной церкви. 10 мая 1898 года была заложена отдельная трапезная у южной стены, выходящей на Страстной бульвар. Средства дала, по завещанию Л. Г. Шишкова, архитектор В. Ф. Жигарлович. При трапезной была небольшая одноглавая церковь, освящённая 4 апреля 1899 года.

Ограда монастыря построена вместе с колокольнею архитектором М. Д. Быковским в 18491855 годах.

Игумении

Священники

Дьяконы

Насельницы

http://drevo-info.ru/articles/3312.html

Страстной монастырь в Москве

Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром «Россия». Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.Именно здесь в XVII веке в Москве с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области – на месте этой исторической встречи и был основан Страстной монастырь. К счастью, сама икона уцелела в революцию и ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. Как известно, в советские годы эта окраинная, отдаленная от центральной Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.
Страстная икона Божией Матери, славящая исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий – «страстей» Христовых – копьями и крестом. Старинная легенда, связанная с этой иконой, повествует, что в старину в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая была одержима «беснованием»: совершенно помешанная, она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в себя, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить ее от этого бедствия и дала обет уйти в монастырь в том случае, если она выздоровеет. Получив долгожданное исцеление, Екатерина совсем забыла о данном обете и стала жить обыкновенной, полной суеты, мирской жизнью. И один раз на молитве она вдруг вспомнила о своем обещании. На нее напал такой ужасный страх, что от душевного потрясения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то у дверей ее комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему».

Екатерина не исполнила повеления Богородицы, опасаясь, что ей никто не поверит и примут за сумасшедшую. Видение повторилось еще дважды, а на третий раз она была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот искривился, голова обратилась в сторону, и женщина впала в полное расслабление. Вскоре она была помилована. Снова во сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу для украшения этого образа. «Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие», – добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса и исцеления.

Местный землевладелец, боярин Лыков, прослышав об этой иконе, перевел ее в церковь своей вотчины в Палицах. История чудотворного образа на этом только началась, а вместе с ним – и новая страница в летописи московской истории. Страстную икону решили перенести в Москву – и 26 (13) августа 1641 года ее торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она еще называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел «возградить церковь камену», во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной «девичий» монастырь. Он и дал дореволюционное название площади Тверских ворот, – Страстная, а потом и местного бульвара. Свое старомосковское имя Страстная площадь носила до 1932 года.

История и судьба Страстного монастыря оказалась тесно связана с Тверской улицей, на которой он был основан – даже после революции их постигла единая участь. Эта улица появилась еще в XIV веке на пути из Москвы в Тверь: «Город Тверь – в Москву дверь». А в памятном для нее XVII веке Тверская стала главной улицей Москвы, отчего и называлась Царской – по этой улице совершались парадные выезды царя, а экипажи иностранных послов и гостей неслись по ней в Кремль. Через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу – Санкт-Петербург.

Здесь, на Тверской, начиналось все самое новое и лучшее в Москве. И если в ранние петровские времена с ней явно соперничала Немецкая слобода, то потом конкурентов Тверской более не осталось. На этой улице были опробованы почти все виды дореволюционного городского транспорта – отсюда уходили в свой первый путь и дилижансы, и конка, и московский трамвай. И огни первых в Москве электрических фонарей засверкали именно на Тверской. Здесь же, напротив Страстного монастыря, в XVIII столетии был устроен первый московский бульвар – Тверской, а в XIX веке за монастырем появился один из самых молодых и самый широкий бульвар Москвы, получивший имя Страстной.

В середине 1770-х годов обитель сгорела в пожаре – выгорело все, кроме написанных на стенах Боголюбской иконы и образа св. Иоанна Воина. Императрица Екатерина II приказала восстановить Страстной монастырь.

Бедствие в обитель пришло в 1812 году – наполеоновские полчища расположились здесь «на постой». (По какой-то горькой иронии судьбы в соседней с монастырем усадьбе Голицыных разместился штаб главного интенданта наполеоновской армии, где среди интендантских офицеров находился молодой Анри Бейль – будущий писатель Стендаль.) Интервенты разворовали и осквернили монастырь – не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин. Монастырь закрыли и заперли, хотя, по историческим свидетельствам, захватчики раз позволили монахиням совершить службу и дали им все необходимое для богослужения.

И в октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Молебен, на котором присутствовал казацкий генерал Иловайский, отслужил настоятель сгоревшей университетской церкви о.Иона. Эта достоверная история подтверждает московское предание о том, что именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.

И после пожара 1812 года монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Д.Жилярди, русский архитектор М.Д.Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами – тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник В.В.Пукирев – достаточно вспомнить его «Неравный брак».

Монастырь славился в старой Москве своим прекрасным хором и рукоделием монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния– в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз.

Страстной монастырь оказался связанным и с именем Пушкина.

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах…

Этих галок, судя по тексту, Пушкин заметил именно на колокольне Страстного монастыря. Львы же, разумеется, с усадьбы Хераскова-Разумовского, построенной Жилярди почти напротив монастыря – «будто окаменевшие вельможи, переваривающие лукулловский обед», – писал о них потом Гиляровский. И после смерти поэта, по преданию, на Тверской произошло знаменательное событие. В 1880 году напротив Страстного монастыря в начале Тверского бульвара поставили памятник Пушкину работы А.Опекушина, сооруженный на народные деньги. И существует легенда, что когда на Страстную площадь везли пьедестал для этого памятника, при повороте на Тверскую им встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие пьедестал, почтительно остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта. Анна Керн была захоронена близ города Торжка в Тверской области, на погосте села Митино – на ее могиле стоит большой надгробный камень, на котором высечены пушкинские строфы.

А в 1950 году памятник Пушкину перенесли на другую сторону площади, развернули на 180 градусов и поставили на то место, где прежде стояла колокольня Страстного монастыря.

После революции старинный московский монастырь постигла печальная участь. Вначале он был осквернен пролетарствующими художниками, которые расписали его стены кощунствами, потом, в марте 1919 года, «упразднен», и его помещения занял Военный Комиссариат. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, еще ютившихся в своих кельях, затем обитель передали Центральному Архиву. А 1928 году ее окончательно ликвидировали, и с 1929 года в стенах бывшего монастыря открылся Центральный Антирелигиозный Музей – преобразование в духе советской власти. В этот музей была привезена легендарная корона с Воскресенской церкви в Барашах (см. нашу публикацию от 26 сентября прошлого года) – там ее след уже обрывается. Страстную же площадь переименовали в Пушкинскую. А монастырь был полностью снесен в 1937 году – для чего, неизвестно, кроме как «в целях антирелигиозной пропаганды».

И только одна традиция народных гуляний по-прежнему осталась в советские годы на центральной площади главной московской улицы и тоже дважды в год: 7 ноября и 1 мая здесь вечерами собирались москвичи и прогуливались по центральной магистрали, где на диво горожанам перекрывали автомобильное движение. Многим памятна праздничная иллюминация Тверской и Центрального телеграфа.

И еще одна исчезнувшая местная московская достопримечательность. Совсем рядом с монастырем, на месте корпуса газеты «Известия» раньше стоял знаменитый «дом Фамусова», принадлежавший М.И.Римской-Корсаковой. Здесь не раз бывал и Пушкин, но больше в памяти Москвы этот дом остался причастным к Грибоедову. Младший сын хозяйки, Сергей Александрович, был женат на двоюродной сестре писателя, Софье Алексеевне – она стала прототипом Софьи в комедии «Горе от ума». Писатель часто бывал в этом доме. По легенде, однажды на балу у Корсаковой он стал нападать на пристрастие москвичей ко всему французскому – точь-точь из будущего монолога Чацкого: «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Все решили, что Грибоедов сошел с ума, и после этого многие ездили к нему справиться о его здоровье. «Я же им докажу, что я не сошел с ума!» – не выдержал Грибоедов и написал в ответ «Горе от ума».

Дом тоже снесли – не пощадили ни старины, ни памяти о Грибоедове. Весь этот снос был определен чудовищным Генеральным планом социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Тверская потеряла и красивейший монастырь – частицу своей истории, и свое иконное старомосковское лицо, и даже свое имя, названная в честь Горького еще при жизни пролетарского «буревестника». Из всех утрат вернуть последнее оказалось самым простым – но единственным.

И ныне о Страстном монастыре и славной московской старине главной улицы столицы напоминает лишь имя Страстного бульвара.

Елена Лебедева  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/030826121814.htm